Жертвы из Казахстана обвиняют министра юстиции Австрии – «сообщника» Рахата Алиева

serikmedetbekov

Серик Медетбеков

Противники бывшего посла Казахстана в Австрии Рахата Алиева, подозреваемого в убийстве и применении пыток, выдвигают тяжелые обвинения в отношении министра юстиции Вольфганга Брандштеттера (Австрийская народная партия).

Он был не только его адвокатом, но и «сообщником, помощником Рахата Алиева», заявил казахстанский активист Серик Медетбеков в четверг на пресс-конференции в центре ОБСЕ в Вене.

«Нам очень тяжело преследовать человека, который смог подкупить министра юстиции Австрии», сказал Медетбеков. Он сослался на документы противника Алиева Рафика Соткимбаева, который в начале года погиб, как заявляется, при загадочных обстоятельствах. Его документы подтверждают, что Брандштеттер «много лет назад перешел границу, отделяющую защитника от преступника». Конкретно он обвинил Брандштеттера в том, что тот помогал Алиеву и его родственникам получить вид на жительство в Австрии.

Отвечая на запрос АПА, министр юстиции Брандштеттер отверг обвинения. «Эти высказывания настолько абсурдны, что мы не будем их комментировать», сказал представитель министра Кристиан Виганд.

Накануне Конференции по вопросам борьбы с пытками, созванной Организацией по безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ), Медетбеков высказал критику в отношении беспомощности организации в этой области.Одиннадцать лет спустя после предыдущей конференции ОБСЕ, посвященной вопросам насилия и пыток, почти нет прогресса. Более того, удивляет тот факт, что виновники пыток, оказавшись на Западе, остаются безнаказанными. Это «проблема для Европы», когда люди, «организовавшие пытки у себя на родине, в Европе могут уклоняться от уголовного преследования», сказал он, имея в виду Алиева, который долгие годы мог спокойно жить в Австрии и на Мальте.

Медетбеков выступил вместе со своим земляком Петром Афанасенко, который заявил, что в 1999 году Алиев лично пытал его. Афанасенко пожаловался на то, что в течение пяти лет он безрезультатно пытается привлечь Алиева к судебной ответственности. Вначале тот заявил о своей готовности предстать перед одним из европейских судов, однако теперь не желает и слышать об этом. «Мы не хотим крови Рахата Алиева, мы только хотим справедливости», – подчеркнул Афанасенко.

Медетбеков самого себя назвал представителем казахстанской оппозиции, а в материалах пресс-конференции был указан как «учредитель первой независимой радиостанции Казахстана». По вопросу ситуации в области прав человека в Казахстане – где согласно Amnesty International применение пыток все еще широко распространено – в ответ на вопрос АПА он высказался уклончиво: «Независимые неправительственные организации не имеют возможности приехать в Вену в ОБСЕ. Они говорят, что поступает довольно много жалоб, и они могут привести некоторые примеры того, что происходит в Казахстане», – сказал он.

До этого советник посольства Казахстана Аскар Ахметов, оглашая с предназначенного для журналистов места заранее подготовленное заявление, подчеркнул, что применение пыток Рахатом Алиевым является «единичными и исключительными случаями». В Казахстане применение пыток не только запрещено, а строго наказывается, отметил он. В отношении дела Алиева он обратил внимание на расследования, проводимые в настоящий момент австрийскими органами юстиции. «Мы надеемся, что система юстиции Австрии вынесет корректный в правовом отношении приговор».

Уже долгие годы представители австрийской юстиции и политики занимаются делом Алиева. В 2002 году тогдашний зять авторитарного президента Нурсултана Назарбаева был назначен послом в Австрии. В начале 2007 года Алиев впал в немилость Назарбаева. Казахстанская юстиция требует его экстрадиции из-за похищения им двух банкиров, обнаруженных потом мертвыми, в чем Австрией было два раза отказано Казахстану из-за положения с правами человека в этой бывшей республике Советского Союза.

В июле 2011 года в Австрии было возбуждено расследование в отношении Алиева по обвинению в убийстве, однако, бывший посол уже скрылся к тому времени на Мальту.

В декабре 2013 года бывший адвокат Алиева Брандштеттер стал министром юстиции, но использовал, в числе прочего, дело Алиева в качестве повода для создания в министерстве юстиции экспертной группы по реформированию директивного права.

Газета Тiroler Tageszeitung, Вена 10.04.2014 г.

Республиканский еженедельник онлайн