После аннексии Крыма Россией многие крымские татары с активной гражданской позиции покинули историческую родину и уехали в Турцию и европейские страны. Большинство из них оказалось в близлежащих украинских областях и в столице Украины – Киеве. Коренной народ байкотировал проведенный в марте референдум о статусе Крыма и полностью поддержал своих лидеров Мустафу Джамилева и Рефата Чубарова, выступавших с жесткой критикой российских властей.
Оказавшиеся в континентальной Украине, крымские татары принимают активное участие в общественной и политической жизни страны, участвуют в боевых действиях в составе украинских добровольческих батальонов и продолжают верить, что в скором времени Крым вернется в состав Украины. Трое представителей крымско-татарского народа, с кем мне удалось поговорить, пытаются вернуть Крым с помощью активных действий:
организовывают акции протеста или участвуют в боевых действиях.
В прошлый четверг группа крымско-татарских активистов пикетировала здание посольства России в Украине. Главные требования активистов: освободить Крым и прекратить преследование крымских татар. Само посольство не дружественной Украине страны пустовало после летнего пикета украинцев с применением красок и зажигательных смесей.
— В Крыму сейчас татары находятся под постоянным контролем российских спецслужб, самых активных задерживают, похищают и убивают. Происходящее напоминает депортацию нашего народа во времена Сталина. Россия предпринимает очередную попытку уничтожить наш народ, но мы выстоим и обязательно вернемся на родину, — говорит один из организаторов акции и делегат Курултая крымско-татарского народа Эминия Богатерли (на фото).
По словам Эминии, в Крыму сейчас очень много чеченцев-кадыровцев и представителей российского криминального бизнеса. Они скупают жилье, вытесняют из бизнеса бизнесменов крымско-татарского происхождения.
Администрация Крыма и правоохранительные органы, поставленные Москвой, закрывают на все глаза и молча наблюдают как грабят крымских татар.
— Недавно я столкнулась с чеченцами в Симферополе, они ведут себя очень нагло, пытаются показать, что теперь они – хозяева Крыма. Хотя я воспитана в мусульманских традициях, я сказала им, чтобы они не наглели, у нас тоже много смелых ребят, и они не отступят, — продолжает Богатерли. — Наши родители уже в возрасте, они остались в Крыму, говорят, что лучше умрут, чем еще раз окажутся на чужбине. Нам, молодым и активным, находиться там очень опасно, для оккупационных властей все активные татары представляют опасность. Особое внимание журналистам и делегатам меджлиса и курултая, особенно к тем, кто был близок к нашему лидеру Мустафе Джамилеву.
Сама Эминия Богатерли вместе с сестрой и родителями в начале девяностых вернулись в Крым из Новосибирска, где оказались после депортации 1944 года.
— Я часто бывала в России и Белоруссии, встречалась с представителями разных национальностей. Удивляюсь, когда вижу, как они боятся властей. Мы в Украине можем в любое время выйти на митинг или пикет, там они всего боятся, за каждую подобную акцию могут посадить в тюрьму.
Общественный деятель из Крыма Эрфан Кудусов один из тех, кто был вынужден покинуть Крым из-за угроз в свой адрес. Кудусов активно участвовал в событиях на Майдане, сейчас является одним из учредителей «Крымского экспертного центра».
— В Крым приезжает много россиян, многие хотели бы купить жилье или бизнес, однако в настоящий момент непонятно, какое законодательство действует в Крыму: украинское или российское. Многие просто берут расписки и отдают деньги, ценовой коридор самый низкий от тридцати до сорока тысяч долларов, сделки фактически проходят не законно. Когда мы вернемся в Крым, россиянам, незаконно купившим жилье или бизнес, придется все вернуть, — уверен Эрфан Кудусов.
Еще один активист крымско-татарского движения, участник боевых действий на Донбассе, Рустем Аблаев солидарен со своим земляком и считает, что в ближайшие несколько лет Крым вернется в состав Украины.
— Россия испытывает большие сложности со снабжением оккупированного Крыма. Большую часть продуктов приходится доставлять по воде или по воздуху самолетами, это, во-первых, очень дорого, во-вторых, очень неудобно. В ближайшее время Россия попытается захватить сухопутный коридор: территорию Херсонской и Запорожской областей. Это нужно, чтобы соединить Крым с остальной России, без этого оккупация Крыма обойдется Путину очень дорого. Но в Херсоне и Запорожье нет сепаратистов, там все настроены проукраински, разве что могут использовать в очередной раз «зеленных человечков», но это будет уже народная война, полномасштабная, в которой Путин получит достойный отпор и проиграет, — считает Рустем Аблаев.
Информацией о точном количестве крымских татар, покинувших родину, не владеет ни одна правозащитная организация или социологическая служба. По приблизительным оценкам, только в континентальной Украине находятся как минимум несколько десятков тысяч крымских татар. Сколько переехало в Турцию и другие страны, не знает никто, многие не успели продать жилье и выписаться. Есть и такие, кто пережидает неспокойное время в спокойных странах. Но часть крымских татар активно пытается противодействовать агрессии, и таких среди этого многострадального и гордого народа большинство…
•
БИТВА ЗА РАДУ: кому достанутся мандаты?
В Украине началась предвыборная компания. Сразу несколько политических сил имеют шансы пройти в парламент. В первую очередь это «Блок Петра Порошенко», по оценкам фонда «Демократические инициативы имени И. Кучеревы» президентский блок может получить до 26,9% голосов избирателей. На втором месте пока идет «Радикальная партия» Олега Ляшко, за нее готовы отдать свои голоса 6,2% избирателей. «Батьковщина» Юлии Тимошенко на третьем месте с 5,5 %, неожиданно высокий рейтинг у партии Анатолия Гриценко «Гражданская позиция» — 4,6%, «Народный фронт» с премьер-министром Яценюком, спикером Верховной рады Турчиновым и министром внутренних дел Аваковым – на пятом месте с 3,9% голосов опрошенных украинских граждан. Остальные политические партии пока сильно не дотягивают до необходимых для прохождения в парламент пяти процентов голосов избирателей.
Сильно удивляет позиция недавно образованной партии «Самопомощь» с легендарным комбатом Семеном Семенченко и популярным в Украине политиком, мэром Львова Садовым, она набирает только 1,7% голосов, «Правый сектор» еще меньше – 0,9%. За фактически запрещенную «Коммунистическую партию Украины» готовы отдать голоса около трех процентов голосов избирателей.
Треть украинских граждан, согласно соцопросу, пока не определились со своим мнением, и 13% потенциальных избирателей вообще не собираются идти на выборы, так как не верят в честность и прозрачность выборного процесса, считают, что все заранее решено и от их голоса ничего не зависит. Однако по сравнению с 2012 годом количество отказавшихся голосовать сократилось почти вдвое, с 25% в 2012 до 13% в 2014 году.
Всего в Верховную раду Украины по партийному списку идут двадцать девять политических партий, большинство из них не имеет реальных шансов пройти в парламент. По оценкам экспертов, скорее всего, в Раде будут представлены депутаты максимум от девяти-десяти политических партий. Часть депутатов будет избрана по мажоритарным округам, среди баллотирующихся по мажоритарке есть известные политики. Немало и новых лиц, как, например, представитель «Свободного Кавказа» участник боевых действий на Донбассе Амина Акуева. Акуева идет в парламент от родной Одессы, где проживала последние годы. Что интересно, чеченку поддержали не только местные мусульмане, но и представители других религиозных конфессий. «Еврейская сотня» заявила о своей полной поддержке Амины Акуевой на выборах в Верховную раду Украины.
Еще один кандидат в депутаты, один из лидеров «Партии Регионов» Януковича Нестор Шуфрич, скорее всего, вместо участия в предвыборной кампании, проведет какое-то время в больнице. Во вторник Нестор Шуфрич был избит в Одессе, когда пытался встретиться со своим сторонниками из так называемого «Оппозиционного блока». Участие многих депутатов и высокопоставленных чиновников из команды бывшего президента Украины под большим вопросом. Как уже говорилось, КПУ находится под запретом, а часть лидеров «Партии Регионов» еще в начале сентября пообещали не участвовать в выборах из-за того, что жители Донецкой и Луганской областей лишены возможности голосовать. Большинство сторонников Януковича уже покинули территорию Украины, и обосновались в России, главную ставку «бывшие» делают не на народ Украины, а на президента России Владимира Путина. Активисты Майдана, создавшие два месяца назад так называемую «Парламентскую сотню», не сумели зарегистрировать политическую партию, и вошли в предвыборные списки других партий. Часть активистов идет кандидатами в депутаты по мажоритарным округам.
Предвыборная агитация в Украине только начинается, как говорят в предвыборных штабах политических партий, основная борьба и активные действия развернутся не раньше середины октября. Пока кандидаты и партии развешивают плакаты и ограничиваются выступлениями на телевизионных ток-шоу. Эксперты и аналитики предполагают, что идущая пока на втором месте «Радикальная партия Олега Ляшко» будет ближе к финишу терять голоса избирателей, и едва ли преодолеет пятипроцентный рубеж. Главная причина слабости партии Ляшко – отсутствие других ярких личностей в списке, и предполагаемая связь лидера «Радикальной партии» с бывшим главой администрации президента Януковича Левочкиным. Сейчас для украинцев даже предположение о возможной связи с людьми Януковича является преступлением, предательством национальных интересов.
Что касается других основных политических сил Украины, то предположительно «Блок Петра Порошенко» может набрать от тридцати до тридцати пяти процентов голосов избирателей, «Батьковщина» от десяти до пятнадцати процентов. «Народный фронт», «Самопомощь», «Гражданская позиция», «Правый сектор» и «Свобода» смогут преодолеть пятипроцентный рубеж. Пропрезидентские силы не скрывают, что главной задачей для них на выборах является не просто победа с большим отрывом от преследователей. Сторонники Петра Порошенко намерены составить в будущем парламенте Украины абсолютное большинство, что похоже вполне реально, учитывая положение дел на сегодня. Однако главная борьба еще впереди, и все может сложиться не так, как предполагают аналитики и считают социологические службы.
Багдан ПОНАМАРЕНКО, «D»
Киев (Украина).