Сегодня руководитель аудиторской фирмы г. Актобе Умсын Сулейменова расплачивается за свою бескомпромиссную борьбу с фактами коррупции, уклонения от уплаты налогов в бюджет, хищений одном из крупнейших предприятий города – АО «Темирбетон», и уголовное дело, возбужденное в отношении нее, – это чистейшей воды месть за ее деятельность, – считают знающие предпринимательницу люди.
С документами, подтверждающими свою правоту, Умсын Сулейменова не раз обращалась в правоохранительные органы, в том числе финансовой полиции, прокуратуры и судебные. Наконец, 12 ноября 2013 года уголовное дело в отношении руководства «Темирбетона» возбудил заместитель прокурора Актюбинской области, старший советник юстиции К. Бурыбаев. Этим же постановлением он отменил два предыдущих – об отказе в возбуждении уголовного дела, которые принимал следователь областной финансовой полиции А. Мамбеталиев. Уголовное дело возбуждено в отношении реабилитационного управляющего АО «Темирбетон» Орната Бексултанова и других должностных лиц по ст.228 УК РК – «злоупотребление полномочиями».
Согласно документу, которым располагает редакция нашей газеты, сумма ущерба от руководства имуществом «Темирбетона» Бексултановым только в 2013 году составила 88 млн. 333 тыс. тенге, предварительный ущерб, нанесенный бюджету в виде сокрытия налогов, – свыше 28 млн. 266 тыс. тенге.
Следует сказать, в начале этого года Умсын Сулейменова обращалась и в столичный корпункт нашей газеты. Однако мы воздержались от публикации, показалось: не слишком ли часто наша газета предоставляет свои полосы проблемам отдельно взятого региона. Хотя центральные органы власти должны были бы задаться вопросом: почему именно из Актобе в Астану такой большой поток жалоб на действия сотрудников и руководства правоохранительных и судебных органов? Ведь факты, о которых сигнализирует «D», по сути подтверждаются проверками вышестоящих инстанций, когда у них появляется желание непредвзято разобраться в той или иной ситуации.
К примеру, целый блок статей мы посвятили многолетней борьбе полковника полиции из Актобе Галии Султановой, заместителя начальника ИАЦ Актюбинского ДВД, проработавшей в органах 27 лет, награжденной двумя медалями за безупречную службу, наградным знаком за отличную службу в МВД, но уволенную по достижении предельного возраста. Когда родные ДВД и МВД отказали полковнику в предоставлении списка тех, кому продлили срок службы, несмотря на достижение ими пресловутого предельного возраста, за них это сделала Генеральная прокуратура. По поручению генпрокурора Асхата Даулбаева его подчиненные подтвердили правоту Султановой: в списках даже те, кто имеет по более чем 10 дисциплинарных взысканий, среди них нынешний старший следователь Заводского отделения полиции г. Актобе Биржан Калиев, в послужном списке которого 12 взысканий – ему продлили срок службы на 1 год. Более того, утверждает Г. Султанова, сей следователь «завалил» внеочередную аттестацию на профпригодность. Тем не менее, Б. Калиев работает в должности по сей день.
Этот факт привела не случайно. Во-первых, почему правоприменительная практика в Актюбинской области избирательна? Во-вторых, именно Б. Калиев впервые возбудил уголовное дело в отношении У. Сулейменовой, хотя другие следователи, выдержавшие испытание аттестацией, трижды отказывали в этом заявителям, утверждая, что дело Сулейменовой должно разрешаться в гражданско-правовом порядке (об этом «D» писала в предыдущем номере в статье «Хотите демократии в суде? Езжайте в Актобе!»).
Из обращения к генеральному прокурору РК Умсын Сулейменовой: «С 2012 года, как на смену прокурору области Корчагину В.М. пришел Абдиров М., у прокуратуры области началось противостояние против меня, а на сегодняшний день настоящая травля». Далее она пишет, что на расследование уголовного дела в отношении руководства АО «Темирбетон» влияет некое высокопоставленное лицо и что сотрудники финансовой полиции области даже не скрывают, что расследованию препятствуют сотрудники областной прокуратуры, которые оказывают давление даже на суд. «…Высокопоставленные люди из области используют реабилитационного управляющего АО «Темирбетон» Бексултанова О. как марионетку для отмывания огромных бюджетных средств», – пишет У. Сулейменова генпрокурору.
Кто эти высокопоставленные лица? Однозначного ответа на этот вопрос не дает даже сама заявительница, ныне подсудимая. Посему остается только предполагать: возможно, это креатуры нынешнего Чрезвычайного и Полномочного посла РК в Хорватии Аслана Мусина, который с 1995 по 2012 год был «полномочным» акимом Актюбинской области, другие креатуры которого из также бывшей подвластной ему Атырауской области – братья Бергей и Аманжан Рыскалиевы ныне в бегах?
В предыдущей статье мы писали, что уголовное дело по факту мошенничества в отношении У. Сулейменовой возбуждено по заявлениям гр. Кучербаева и Исмаиловой, сначала первый, потом вторая вознамерившиеся купить ее 2-этажный особняк, находившийся в банковском залоге за кредиты, взятые ею на осуществление предпринимательской деятельности. По причине неплатежеспособности покупателей, в договорном порядке обещавших погашать кредит Сулейменовой, сделки по продаже-покупке особняка были расторгнуты в добровольном порядке и без претензий обеих сторон. Однако спустя несколько лет несостоявшиеся покупатели обвинили Сулейменову в мошенничестве.
Мы также писали: в возбуждении уголовного дела по их заявлениям было отказано трижды. Однако затем старший следователь Заводского ОП г. Актобе, да, тот самый подполковник полиции Биржан Калиев, все-таки возбудил его. Его постановление было отменено. И, как ни странно, после постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, вступивших в законную силу, уголовное дело возбудила Генеральная прокуратура – якобы по заявлению потерпевшей Айгуль Исмаиловой. Но из обращения к генпрокурору РК У. Сулейменовой от 25 июня 2014 года, когда она уже находилась под арестом в следственном изоляторе, следует, что в материалах уголовного дела заявления Исмаиловой …нет.
К слову, это та самая Исмаилова, в отношении которой еще в феврале 2014 года Сулейменова обращалась в финансовую полицию Актюбинской области о возбуждении в отношении нее уголовного дела в рамках расследования уголовного дела по О. Бексултанову. Так, согласно постановлению старшего следователя по особо важным делам отдела досудебного производства по преступлениям в сфере теневой экономики финансовой полиции Актюбинской области от 29.01.2014 г. капитана финансовой полиции А. Айтенова, «следствием установлено, что, согласно договору купли-продажи ТОО («KZ-Payment System INS», подразделение АО «Темирбетон» – Ред.) от 29.07.2010 г. Сундиталиев А.А. продает Исмаиловой А.К. 100% доли участия в товариществе. Однако, согласно пояснению Сундиталиева, вышеуказанный договор он не подписывал и 100% доли в ТОО Исмаиловой не продавал». Уголовное дело по этому факту возбуждено не было.
Обращает на себя и такая информация. Семейство Исмаиловых значится в органах как не почитающее законы страны. Так, сама Айгуль Исмаилова привлекалась к ответственности по ст.176, ч.2 УК РК – «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества»; ее сын – Канат Исмаилов, бывший сотрудник КНБ РК, – по ст.327, ч.3 – «Самоуправство»; еще двое родственников – тоже по уголовным статьям.
Вызывает недоумение: нотариально заключив предварительный договор, а потом, расторгнув его добровольно, так как Исмаилова оказалась неплатежеспособной, спустя 4 месяца она обратилась в ДВД и ДБЭКП по Актюбинской области с жалобами на Сулейменову. Узнав об уголовной ответственности за клевету и ложный донос, отозвала свое заявление. Но обратилась в суд о взыскании с Сулейменовой 17 млн. 740 тыс. тенге. 10 октября 2012 года суд г. Актобе отказал истице в удовлетворении ее требований: Исмаилова не исполнила свои обязательства по оплате кредита Сулейменовой в «Альянс банке» и «Евразийском банке», никогда не вносила более 17 млн. тенге на их счета, так как во всех квитанциях об оплате кредита значатся другие фамилии, но не Исмаиловой. Апелляционная инстанция суда, в свою очередь, удовлетворила иск Сулейменовой к Исмаиловой о защите чести и достоинства. Кассационная коллегия оставила постановление в силе.
Наверное, надо будет при этом отметить: едва между Сулейменовой и Исмаиловой был заключен предварительный договор о покупке-продаже особняка, Исмаилова со всем семейством, а также многочисленными знакомыми-компаньонами, вместе с ней и ее сыном, перебравшимися в Актобе из Караганды, стали проживать в нем. Точно так же, как и предыдущий несостоявшийся покупатель – Ерболсын Кучербаев, директор завода ЖБИ-25, который даже успел отпраздновать в нем новоселье, при этом не выполняя условия договора.
… Судебный процесс по уголовному делу Умсын Сулейменовой в Актобинском городском суде в последние дни идет с большими перерывами, в том числе по причине того, что сторона обвинения не может обеспечить явку своих свидетелей. Хотя, по большому счету, какие могут быть свидетели, если договоры и соглашения заключались между двумя сторонами без свидетелей в нотариальном порядке. Но это к слову. Один из свидетелей обвинения – экс-заместитель председателя филиала «Альянс банка» в Актобе, по большому счету, дал показания в пользу подсудимой – у банка претензий к ней не было и нет, ее кредитная история безупречна.
А по материалам дела, представленным следствием, и по обвинительному заключению вопросов много. В частности, избрав меру пресечения в отношении подозреваемой У. Сулейменовой в виде ареста, следователи, в том числе вышеупомянутый Калиев, аргументировали свою позицию тем, что у нее якобы есть тайный умысел покинуть страну, чтобы избежать уголовной ответственности, что она якобы злонамеренно уклоняется от явки в орган дознания. Эти утверждения выглядят если не абсурдно, то смехотворно: подозреваемая каждодневно ходила в ДВД, прокуратуру, финпол города и области как к себе на работу. Тем не менее в подтверждение своей позиции следователи, кажется, не ленились строчить рапорта своему руководству о незаконопослушании Сулейменовой. Обратимся к одному из них.
Рапорт на имя заместителя начальника ДВД Актюбинской области Е. Калиакпарова о том, что «по информации УБОП ДВД … задержанная Сулейменова … планирует по имеющимся у нее поддельным документам выехать в г. Астрахань РФ и далее в ОАЭ г. Дубай…». На документе нет даты. Снизу текста значатся должность и фамилия его автора: начальник УБОП ДВД подполковник полиции Ж. Аюпов. Но … Аюпов сей рапорт не подписывал. Вместо его подписи значится непонятно кому принадлежащая закорючка, а над должностью Аюпова – косая черта, в былые времена означавшая, что вместо должного лица документ подписал иной, но при этом этот «иной» указывал свою фамилию. В рапорте все это отсутствует.
В Актобе внеочередную аттестацию сотрудников правоохранительных органов, кажется, провели формально. Обосную свое предположение.
21 декабря 2011 года правительство РК приняло постановление за № 1570 «Об утверждении Типовых правил документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях». Подписал его премьер-министр Карим Масимов. Так вот, согласно п.37 Типовых правил (цитирую): «Если должностное лицо, подпись которого заготовлена на проекте документа, отсутствует, то документ подлежит переоформлению на лицо, исполняющее его обязанности. Не допускается подписывать документы с предлогом «за» или проставлением косой черты перед наименованием должности».
То есть рапорт, подписанный за Аюпова неизвестно кем, – факт фальсификации в материалах уголовного дела Умсын Сулейменовой. И как это так называемое «доказательство» пополнило базу обвинительного заключения – вопрос принципиальный, ибо на кону судьба Человека, пусть не всем пришедшегося ко двору, а теперь расплачивающегося за это жестокой ценой – ценой личной Свободы. О других подобных «доказательствах» следствия и обвинения в последующих публикациях.
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»