После допроса нескольких свидетелей по делу статистиков, настал черед бывшего начальника отдела переписи населения Руслана Сегизбаева.
14 ноября 2008 года по поручению председателя статагентства Анары Мешимбаевой он был командирован в г. Санкт-Петербург. В его задачи входила проверка качества изготовления бланочной продукции для предстоящей переписи в типографии «Взлет», соответствия ее заданным параметрам. Пробыл он в городе на Неве 10 дней, с задачей справился.
Но несомненный интерес представляет другая информация. Как выяснилось, накануне Руслана Сегизбаева пригласила в свой кабинет директор департамента Актокты Айтжанова и сказала, что ему срочно надо вылететь в Питер. Деньги на командировочные расходы в сумме более одной тысячи долларов он получил из ее же рук. Но при этом, сославшись на председателя агентства, Айтжанова предупредила: не говорить Нурлану Баянову о том, сколько и в какой валюте он получил. Приказа о своей командировке Р.Сегизбаев не видел, соответственно, в бухгалтерию не заходил.
Стало также известно, что спустя три дня вслед за Русланом с таким же заданием в Питер приехала девушка из ТОО «Киік». О том, что договор «Взлета» с «Киік» был заключен 17 ноября, т.е. спустя три дня после его приезда, Руслан не знал.
Небезынтересны и другие факты. В частности, сторона гособвинения настойчиво выясняет у свидетелей, откуда «выросли ноги» у стоимости экземпляра переписного бланка в 17 тенге, по чьему указанию конкретно формировался бюджет переписи именно из этого расчета.
В предыдущих публикациях из зала суда мы уже писали со слов свидетелей, что «цена» общенациональной переписи населения в 2009 году вначале составляла 1 млрд. 720 млн. тенге. С приходом в статагентство заместителя председателя Нурлана Баянова эта сумма сократилась и составила 1 млрд. 144 млн. тенге. О том же говорила в суде на прошлой неделе и директор департамента социально-демографической статистики Асия Касенова. Она же сообщила, что Баянов ставил вопрос о возвращении в бюджет образовавшейся разницы.
Протеже Анары Мешимбаевой Касенова, тем не менее, когда возникла ситуация с подписанием финансовых документов, отказалась это сделать. И написала служебную записку председателю агентства, где просила назначить ответственных лиц и даже расписала их обязанности на время подготовки и проведения переписи. Предложения Касеновой были отклонены, вместо этого председатель обвинила ее в неумении мыслить масштабно, а ответственность за 17 тенге взяла на себя.
Остается предполагать, что «масштабность» мышления г-жи Мешимбаевой и привела ее заместителей на скамью подсудимых.
Возвращаясь к цене переписи, следует уточнить со слов директора департамента социально-демографической статистики: концепцию проведения переписи правительство Казахстана утвердило еще в 2004 году. По расчетам, представленным предыдущим руководством агентства по статистике в министерство экономики и бюджетного планирования, суммы колебались от 5 млрд. тенге до 28 млрд.
Показания Асии Касеновой были не просто сбивчивы, но и противоречивы настолько, что адвокат Нурлан Бейсекеев, представляющий интересы Нурлана Баянова, в сердцах заметил ей: «Я встречался с Вами на очной ставке во время следствия, но до сих не могу понять Вас».
Понять свидетеля стоило большого труда и прокурору Берику Кулмагамбету. Как говорится, не мытьем, так катаньем, но он добился-таки вразумительного ответа на свой вопрос: занимался ли возглавляемый ею департамент политикой ценообразования? Прозвучало: нет. Однако Нурлан Бейсекеев напомнил Касеновой показания, данные ею на предварительном следствии: она принимала непосредственное участие в формировании бюджетной заявки. Этот факт она подтвердила: принимала участие, когда на РБК бюджет переписи утверждался в сумме 1 млрд. 720 млн. тенге.
Каким показаниям верить? Данным в ходе допроса прокурором или адвокатом?
На последний вопрос судьи Асия Касенова ответила: фамилия Шмерлинка ей известна с 2004 года, когда с Анарой Мешимбаевой работала в институте экономических исследований, – «вместе с Семеном разрабатывали один документ». Еще одна ниточка, ведущая к тандему экс-председателя статагентства и российского гражданина, похоже, сыгравшего не последнюю роль в деле статистиков.
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»