Афганская «ВОЙНА» медалей

В последнее время в обществе регулярно разгораются скандалы вокруг движения воинов-афганцев. Так как сама тема афганской войны, а также участников этой эпопеи не описана в полной мере, мы попытались проанализировать эту ситуацию и провели исследование данной тематики.

Не всем нужно объяснять, что если с точки зрения глобального противостояния двух держав в середине XX столетия это кампания, может, и была оправданной, но с точки зрения человеческих жертв и социальной адаптации участников боевых действий существуют очень много вопросов.

Естественно, любое государство, когда отправляет своих граждан воевать, должно в первую очередь думать о социальных последствиях.  Бывший Советский Союз, у которого экономика была фактически подорвана, не мог обеспечить ни полнокровной социальной адаптации, ни материального возмещения лицам, проходившим службу в нелегких условиях войны.

Сами участники афганской кампании считают, что государство по отношению к ним несправедливо и забыло о них, поскольку оно не смогло полностью обеспечить социальные запросы этих людей.

При такой ситуации начали создаваться различного рода общественные организации, занимающиеся социальной защитой и адаптацией этих лиц, в большинстве это были активные люди из числа участников афганской кампании.

Такие организации создавались и в Казахстане. На сегодняшний день в Казахстане насчитывается порядка 50 организаций, занимающихся социальной адаптацией, защитой воинов-афганцев. Многие организации в ходе развития общества смогли эволюционировать, стали заниматься военно-патриотическим воспитанием молодежи, продвижением массового спорта и т.д. Это и понятно, нельзя жить только прошлым, каким бы героическим оно ни было.

Но есть еще организации и личности, которые, несмотря на создание независимого государства, все еще мечтают о былом  «героическом» прошлом, то есть о Союзе социалистических республик, сами не ведая того, что становятся марионетками политических сил реваншистского характера нашего северного соседа.

Таким образом, можно предположить, что в стане воинов-афганцев сегодня существуют два крыла. Одно крыло – ориентированное на независимый Казахстан, которое смогло интегрироваться в современное казахстанское общество и занимается решением комплекса задач по военно-патриотическому воспитанию, другое крыло ориентировано на иностранное государство и занимается продвижением определенных интересов этого государства.

Сегодня это противостояние выходит за рамки этих организаций и становится объектом разного рода скандальных материалов в различных СМИ.

Недавно в газете «Время» вышел очередной материал такого характера. Попытаемся разобраться в этой щекотливой ситуации.

Как оказалось, истина кроется не в медалях, а в умах. Попробуем разобраться. Итак, к 20-летию вывода советских войск из Афганистана готовятся две медали: российского производства – от общественной организации Р.Аушева, и казахстанского – от общественной организации Ассоциация ветеранов войны в Афганистане «Ветераны Казахстана». Медали казахстанского и российского производства не имеют государственного статуса, то есть это медали от общественных организаций. Еще раз подчеркиваем, что эти медали, как и организация, возглавляемая Р. Аушевым, не имеют государственного статуса. Поэтому некоторые организации афганцев Казахстана, а именно Ассоциация ветеранов войны в Афганистане решает заказать медали собственного производства у отечественного производителя – на монетном дворе при Нацбанке РК.

Средства, предназначенные для изготовления наград, были направлены на монетный двор, и были получены более 4 тыс. медалей, которые в торжественной обстановке были вручены ветеранам афганской войны.

Все медали казахстанского образца были вручены ветеранам Афганистана под роспись, в том числе через акиматы и военкоматы. Ни один из награждаемых не имел претензий, более того, все были воодушевлены таким вниманием со стороны нашего сообщества.

– Монетный двор – это национальное достояние нашей страны. Почему мы у себя не можем заказать собственные медали, когда это позволяет наша промышленность, – говорит лидер организации «Ардагер» С. Баймулдинов.

– Конечно, нам очень больно и обидно, что получаются такого рода рецидивы, когда некогда вместе воевавшие люди просто обливают грязью друг друга; какой пример мы можем показать подрастающему поколению. Мне кажется, кто-то преднамеренно предпринимает действия, чтобы очернить генерала Ертаева, боевого офицера. Современному Казахстану нужны люди, на которых могла бы равняться наша молодежь, Ертаев – одна из таких личностей. Может, этот фактор не дает покоя некоторым «героям нашего времени», – говорит ветеран «Афгана» Б. Даркенбаев.

Большинство областей страны также заказали медали именно казахстанского образца. Как нам удалось выяснить, ВКО, Актюбинская, Карагандинская, Западно-Казахстанская области заказали медали на отечественном монетном дворе и вручили ветеранам Афганистана.

– В России были выпущены порядка 10 юбилейных медалей разными общественными организациями. Я точно знаю, что организации губернатора Московской области генерала Громова, депутата Государственной думы РФ, советника президента РФ Клинцевича выпускали «свои» медали. Только город Санкт-Петербург выпустил порядка пяти разных наименований юбилейных медалей. Почему мы должны закупать медали организации Аушева? Во-первых, иностранного производства; во-вторых, «равного среди равных». Чем казахский генерал Ертаев хуже генерала Аушева? – возмущается «афганец» А.Антоненко.

Год назад прокуратура города Алматы, представители финансовой полиции проверяли ситуацию с этими медалями и не выявили никаких нарушений закона.

Как видно, никакого нецелевого использования бюджетных средств не было, все действия акимата г. Алматы и Ассоциации ветеранов войны в Афганистане были в рамках законодательства Республики Казахстан.

Так в чем дело? Может быть, дьявол кроется не в медалях, а в чем-то другом?

– Есть некоторые личности, которые по сей день болеют угаром шовинизма. Многие «афганцы» славянской национальности наотрез отказываются получать казахстанские боевые награды. В этом мы видим осознанное игнорирование казахстанской государственности. Ведь в древние времена отказ от получения наград карался не только строго, но и за это можно было лишиться всего, даже жизни. Мы не думаем, что люди, прошедшие через горнило Афгана, этого не знают и не понимают. Наоборот, они все знают и понимают. Тогда получается, они сознательно не признают наш суверенитет. Почему С. Пашевич обзывает нашу казахстанскую медаль «значком», а российский образец «медалью». Он в своем интервью обозначает момент словом «всесоюзное значение», но что, мы до сих пор живем в эпохе Советского Союза или нас уже пытаются обратно затолкать в новый союз? Это оскорбление чести нашей страны. Мы хотим и будем носить именно казахстанскую медаль и все, – говорит ветеран войны в Афганистане имам А. Сейтулы.

– Мы знаем, что Пашевич стал полковником запаса по ходатайству самого Жириновского. И еще каким полковником! Политически значимым! Ведь он получил Орден дружбы в России, и портрет Путина у него в кабинете. Пашевич, являясь казаком, рьяно отстаивает интересы казачьего воинства здесь, в Казахстане, и умело использует афганское прикрытие для получения госзаказов на размещение бюллетеней государственных закупок. Может, заказав медали казахстанского образца, просто перешли дорогу его бизнесу? – задается риторическим вопросом А. Сейтулы.

Нам тоже показалось странным создание шумихи вокруг этой проблемы. Мы, слава богу, уже двадцать лет живем в независимом государстве, уж надо бы понять, что каждая страна сама определяет контуры своего развития, и если большинство членов общества решило выпустить и заказать медали отечественного, то есть казахстанского образца, наоборот, этот шаг должен быть предметом гордости.

– Ассоциация ветеранов войны в Афганистане «Ветераны Казахстана» всегда выступала в поддержку  государственной политики по сохранению стабильности и обеспечения мирного труда граждан страны. Мы, как правопреемники великой победы, бережно храним знамя 8-й гвардейской Панфиловской дивизии. Активно занимаемся военно-патриотическим воспитанием молодежи, социальной защитой воинов и семей «афганцев», то есть занимаемся конкретными делами. Мы призываем и другие организации заниматься созидательными делами, а не вносить раскол в наше движение, в котором участвуют все слои населения, – отмечает А. Антоненко.

– В недалекие 30-е годы XX столетия была внедрена целая система подрыва основ суверенитета государства, которая называлась «пятой колонной». Так, благодаря именно «пятой колонне» была полностью перекроена политическая карта Старого Света того времени, когда коричневая чума «торжественным маршем» прошлась по Европе, и не дай бог сегодня создание именно этой ситуации в Казахстане. Такие, как Пашевич, как раз создают «антиказахский пояс» в стране. С такими проявлениями мы должны бороться жестко, в том числе и силами гражданского общества, – считает политолог, лидер движения «Болашак» Д. Бабамуратов.

Знающие люди говорят, что за этим конфликтом маячит голова еще одного из близких родственников человека, защищенного законом «О национальном лидере». А Пашевич является лишь инструментом, винтиком в этой игре. Якобы этот человек невзлюбил генерала Ертаева, после того как боевой генерал отказался сотрудничать с ним и сказал: «Я верой и правдой служу только Верховному Главнокомандующему».

Все-таки близкие родственники становятся «роком» для этого человека. Вспомним Р. Алиева, дочь Даригу. Можно предположить, что если бы их не было, был бы создан «Демократический выбор Казахстана»? Таких примеров можно привести много.

Чем примечателен этот конфликт? Родственники опять становятся детонаторами общественного противостояния. Ведь этого родственника еще связывают с ваххабитским движением в Казахстане. То, что уже начали взрывать автомобили у нас в стране, думается, немалая заслуга именно этого человека. Так теперь он невольно становится марионеткой в большой геополитической игре нашего северного соседа. Ведь что «ваххабиты» или «пашевичи» – это и есть антиказахский пояс, которые все уже втягивают нашу страну в петлю.

Николай КОЛЕСНИКОВ

 

 

Республиканский еженедельник онлайн