Чиновники Астаны далеки от президента страны

chinovПотребительский кооператив (далее – ПК) «Нурлы» образован в сентябре 2008 года для строительства инфраструктуры (электролинии, водопровод, дороги и т.д.) одноименного дачного массива. Расположен он был на землях АО «Астана-Оним» управления делами президента РК за рекой Есиль и имел площадь 1029 га. «Нурлы» – это участки под дачи для госслужащих. ПК была построена линия электропередачи стоимостью 56 млн. тенге, проложена дорога протяженностью 9,2 км стоимостью 62 млн. тенге. Сюда не вошли затраты членов ПК на проектирование объектов, бурение и строительство 5 скважин.

К сожалению, наш земельный участок был затоплен паводковыми водами весной 2010 года и по настоянию МСЧ ПК был вынужден перенести дачный массив на другое поле. Руководство ПК и аким Целиноградского района выбрали новый участок площадью 305 га на землях Талапкерского сельского округа – за железной дорогой напротив 41-го разъезда АО «КТЖ» – по согласованию со всеми госструктурами, в том числе с Минсельхозом. Он выкуплен ПК в частную собственность. Опять же на средства ПК был спроектирован генеральный план дачного массива.

В соответствии с ним, на данном земельном участке расположились 1914 дачных участков. Рекомендованы для дачников четыре типовых проекта дачных домов для круглогодичного проживания. Выбранный нами проект в феврале 2011 года одобрен архитектурно-градостроительным советом Акмолинской области.

В настоящее время средствами ПК произведен демонтаж электролиний старого участка, при этом затрачено 7 млн. тенге. Построена ЛЭП-10 общей протяженностью 19,5 км. Ведется строительство ЛЭП-4 с расчетом, что до конца текущего года все дачные участки будут обеспечены электроэнергией.

Для круглогодичного снабжения водой спроектирован водопровод, который прошел независимую экспертизу. Одновременно проектируется канализация с очистными сооружениями канализационных стоков дачного массива.

Проблемным для кооператива оказалось отсутствие дороги. В настоящее время дачники пользуются накатанной колеей протяженностью более 4 км, идущей до питомника №1 АО «Астана-Зеленстрой». Она проходит рядом с автозаправкой АО «КазМунайГаз», что небезопасно для движения. После дождя дорога превращается в сплошное месиво, образуются ямы – проезд по ней становится невозможным. Тем не менее порой этой дорогой пользуются послы зарубежных стран, когда приезжают в питомник. За день-два к их приезду дорога приводится в порядок – несколько автогрейдеров «гладят» дорогу, а затем ее поливают машины-поливальщики. После отъезда представителей иностранных посольств мощные автомашины с грузом разбивают дорогу до такого состояния, что пыль, как говорится, стоит до небес и идет в поселок Сороковая и дальше в город, до проспекта Аблайхана.

С декабря 2010 года ПК добивается у земельной комиссии г. Астаны отвода земельного участка площадью 0,7775 га земли для строительства дороги, протяженностью менее 750 метров, в чем ему было отказано. Мотив – отсутствует детальная планировка этой местности в генплане столицы.

В связи с этим за счет немалых средств ПК произведена топографическая съемка района, получено согласование c генпланом столицы и КТЖ о переносе железнодорожного переезда к дачному массиву. Этот проект обошелся ПК в 4 млн. тенге. Следует сказать, дорогой одновременно будет пользоваться питомник «Зеленстроя», она будет отвечать всем требованиям современных стандартов, а затраты – за счет средств ПК. Выгодно городу? Конечно.

Однако при повторном рассмотрении земельная комиссия акимата столицы под председательствованием заместителя градоначальника С. Хорошуна порекомендовала вновь обратиться по данному вопросу к акимам Астаны и Акмолинской области.

Что мы и сделали. Заместитель начальника управления земельных отношений Акмолинской области Р.Токенов ответил: «Протяженность земельного участка для строительства дороги, проходящего на территории Целиноградского района, составляет около 100 метров. Касательно оставшейся протяженности дороги сообщаем, что, так как оставшаяся испрашиваемая часть находится на территории г: Астаны, предоставление земель на данной территории входит в компетенцию местного исполнительного органа г. Астаны». Чиновник пообещал, что наше обращение будет рассмотрено на ближайшем заседании земельной комиссии Целиноградского района.

Однако из-за неоднократного отсутствия кворума на получение согласия на отвод земли ушло почти полгода. Пришлось снова обратиться в земельную комиссию при акиме Астаны Имангали Тасмагамбетове. При рассмотрении нашего вопроса ее члены повторяли то, что о чем говорили на трех предыдущих своих заседаниях, а именно: будут одни проблемы; это не дачи, может привести ко второму «Шаныраку»; кто будет строить детский сад и школу; какие автобусы будут возить жителей дачного массива; в связи со строительством ЭКСПО-2017 глава государства запретил строить. Больше всех выступал С. Хорошун.

Но дело в том, что все дачные участки в количестве 1914 реализованы АО «Астана-Оним». Средства от продаж земельных участков идут на обновление техники и покупку высокопродуктивного скота из-за рубежа. Эта схема согласована на самом высоком уровне. Поэтому опасения по поводу второго «Шанырака», на наш взгляд, – лишь повод, чтобы отказать ПК «Нурлы».

Что касается детских садов, проблем тоже не видим, так как строительство объектов инфраструктуры – это бизнес, и они непременно будут построены. На дачных массивах, может быть, и нет необходимости в строительстве школы. Новая школа в микрорайоне «Куйгенжар» находится в 2 км от дачного массива и укомплектована не полностью.

Нет проблем и с транспортом: ежедневно два раза в день до дачного массива ходит электричка, более того, можно продлить маршрут микроавтобуса №129, который сейчас следует от столичного вокзала до «Куйгенжара», что очень выгодно для транспортников, так как увеличится объем пассажироперевозок.

Лукавят чиновники от земельной комиссии: президент Назарбаев накануне ЭКСПО-2017 запретил продажу земель, а не строительство! И не надо извращать указания главы государства!

Кроме того, от дачного массива «Нурлы» никакого ущерба столице. Наоборот. Более 1000 инвесторов внесли в строительство 475 млн. тенге, ожидается еще 240-250 млн. тенге. При этом взносы ПК принимает только через банк и несет ответственность перед инвесторами. С началом строительства канализации еще 300 млн. тенге будут внесены дачниками. Необходимо заметить, что в связи с учетом предстоящей газификации на всю инфраструктуру дачного массива будут выполнены объемы строительных работ не менее чем на 2,5-4 млрд. тенге из средств дачников. При этом основные объемы строительных работ будут выполняться своими силами ПК, которые дешевле в 3-4 раза, чем выполнение этих объемов подрядными строительными компаниями.

Когда мы напомнили г-ну Хорошуну, что несколько лет назад, будучи в Зелентресте, глава государства поручил тогдашнему акиму Астаны Умирзаку Шукееву строительство дороги, о которой идет речь, в ответ услышали: «Не ваше дело».

Дорога – всему начало. Земельный кодекс РК предусматривает отвод земельных участков для нужд граждан. Но земельная комиссия столицы в течение более двух лет игнорирует эту норму. К руководству города по нашей просьбе обратились с соответствующим запросом и депутаты парламента РК, однако и они получили отказ.

Описанное выше не последнее препятствие к обустройству дачников. В частности, архитектор Целиноградского района Акмолинской области А. Сагинбаев приостановил проектирование и строительство ряда наших объектов, требуя пересмотреть размеры дачных участков. И это несмотря на то, что генплан дачного массива одобрен архитектурно-градостроительным советом Акмолинской области еще 8 февраля 2011 года.

Как можно все это переделать, если 1914 дачников имеют акты на землю, которая у них в частной собственности? В таком случае архитектура района должна предъявить 1914 судебных исков.

Как можно сузить улицы, находящиеся в частной собственности АО «Астана-Оним»? Ширина улиц рассчитана для обустройства тротуаров, прокладки линий электропередач, водопровода, канализации, газификации и кабелей связи. Допустим, если даже удастся сузить улицы, то это неизбежно приведет к тому, что более 4 тыс. дачных домов с открытыми выгребными туалетами станут очагом жуткой антисанитарии, заразных болезней. Неужели госчиновникам трудно понять, что в таком случае второй «Шанырак» точно случится? Может, этого добивается архитектор Сагинбаев? Президент Нурсултан Назарбаев, выступая в январе 2012 года с Посланием народу Казахстана, сказал, что ежегодно будет вводиться по 6 млн. кв. м. нового жилья и что, в первую очередь, важно решить вопрос об обеспечении собственным жильем более полумиллиона семей.

На дачном массиве «Нурлы» объемы возводимого жилья в виде дачных домов круглогодичного проживания могут составить более 600 тыс. кв. метров, т.е. 10% от озвученной цифры. Не вызывает сомнения вопрос о целесообразности перевода земель дачного массива под индивидуальное жилищное строительство, что заложит основы для возникновения на карте Астаны уютного коттеджного городка c населением 10-15 тыс. человек. И что немаловажно – денег на это у государства дачники не просят. Они требуют, чтобы госчиновники неукоснительно претворяли в жизнь политику главы государства.

Думан АБИЛЬДИНОВ,
председатель правления ПК «Нурлы»

НРАВЫ АСТАНЫ
Праздник за…
РЕШЕТКОЙ

…Это был мой первый Наурыз в Астане. «Здесь вам не тут», шутят шутники. Действительно, Астана – далеко не Алматы. Концерты в южной столице тоже устраивают под открытым небом, где перед сценой высокие зрительские трибуны. Обычно там сидят сотрудники акимата и приглашенные высокие гости. Все, как в Астане. Разница лишь в том, что в Алматы за этим концертом можно наблюдать с любой позиции, даже за забором и стоя. В Астане это невозможно. В случае, описываемом мной, народ просто вытолкнули за полицейскую ограду, мол, смотрите сквозь решетку.

При входе на площадь полицейские в бронежилетах, которым, видимо, было приказано проверять каждого входящего на металло­искателе. Ширина прохода на площадь – один метр. Угрюмые лица полицейских как бы говорили: «Даже не смей!». Но – стоп! Сегодня разве не праздник Наурыз? Особое внимание досмотр­щиков заслужили «лица аульной внешности» и «чернокурточники». Их проверяли с особой тщательностью.

Мне повезло. Был одет в куртку светлого тона. С ребенком на руках и с женой под рукой прошел через весь фейс-контроль, размышляя об унизительной процедуре охраны правопорядка. Конечно, я понимаю, что специализированного входа для дебоширов или, того хуже, террористов- смертников, боевиков джихада или просто дураков с идиотами не бывает. Значит, подумал я, меры высокой безопасности все-таки для тех, кто выступает на площади под открытым небом. Столичные власти и тут постарались. На обещанный бесплатный концерт пройти никому не удалось, по крайней мере, тем, кто проходил с нами через всю унизительную процедуру досмотра и давки.

Ну, да ладно, ведь не ради халявного концерта на чистом воздухе мы приехали в Астану всей семьей из Алматы, подумал я и предложил своей семье заглянуть в юрты, сооруженные на площади перед монументом «Қазақ Елі».

Заглянули. Оказались в неловкой ситуации. Юрты были превращены в раздевалки участников концерта из областей Казахстана. А я-то по простоте своей решил, что в одной из юрт всей семьей мы сможем на войлочном ковре с казахским орнаментом выпить чашечку кумыса или чая, взять в руки домбру, вдохнуть запах своих предков. Словом, почувствовать себя настоящим кочевником.

Размечтался.

С общепитом проблем не было, в больших шатрах можно было согреться горячим чаем, перекусить. Наурыз-коже разливали всяк желающему. А еще раздавались бауырсаки – целыми пакетами. Парень, что стоял за прилавком, зазывал: «Подходите, берите, самый вкусный бауырсак!». Это был единственный человек, кто из всех участников организации праздника создавал нам праздничное настроение.

Мы решили посмотреть на сувениры. Но не смогли купить что-нибудь на память по самой банальной причине – в малочисленных юртах, к тому же оборудованных под артистическую гардеробную, практически не было выбора продукции народного ремесла. Кроме того, войти в юрту оказалось проблематичным.

Замерзшие и обозленные потерей времени и надежд, крушением красивых столичных иллюзий мы зашагали в сторону от чопорно красивого и такого обманчивого Левобережья Астаны. По выражениям лиц наших «друзей по несчастью», таких же гостей Астаны, было нетрудно, что они «переваривали» те же эмоции, что и мы.

Наурыз в Астане, кажется, праздновали только иностранцы. Пробиваясь через давку, они заходили в юрты, покупали сувениры и продукты казахских мастеров рукоделья. Но надо было видеть выражение их лиц. Я лично прочитал на них, что все происходящее действо для нас, казахов, нормально.

Нормально, что мы проходим такой унизительный досмотр. Нормально, что вместо обещанной культурной программы тебе покажут фигуру из трех пальцев. Нормально, что из праздника Наурыз сделали обычную ярмарку-распродажу. Наверное, иностранцы думают, что праздник для казахов – это покупка продуктов питания со скидкой, а что касается досмотра через металлоискатель, то все о-кей! – всех поголовно надо проверять на принадлежность к мировым террористическим группировкам.

А я, обычный «асфальтный» казах, хотел увидеть сам и показать своим детям всего-то немного: молодежь в национальных костюмах на алтыбакане, сев на лошадь, ощутить себя истинным степняком-кочевником, потянуть аркан, поучаствовать в народных спортивных состязаниях да послушать вживую мастеров айтыса и кюйя.

Неужели я и моя семья так много хотели в Астане на Наурыз? Все это каждый год мы видим в Алматы. Но мне казалось, что в северной столице страны еще «круче». Увиденное в Астане разочаровало до нельзя. Подумалось, неужели наша власть хотя бы раз в год не может дать нам, казахам, ощутить себя казахами на своей же земле? Неужели это так дорого и сложно?!

Улан ШАМШЕТ

Республиканский еженедельник онлайн