ЧТОБЫ ВСЕ БЫЛИ ЖИВЫ

На исходе прошлой недели в чопорную Астану поступило пренеприятнейшее известие. Из «бунтарской» Караганды в столицу выехали шахтеры-регрессники, чтобы заявить государственным мужам, что они еще не все вымерли и хотят достойной жизни.

На КПП при въезде в столицу их встретили полицейские чины, заместитель прокурора города да еще куча людей в камуфляже.  После недолгих переговоров 23 ходока от огромной армии шахтеров-инвалидов из рейсового автобуса пересадили в спецавтобус и в сопровождении почетного кортежа привезли в парламент.

Среди прибывших увидела многих из тех, кто жарким летом 1989 года совершил беспрецедентный пеший марш голодных шахтеров из городов-спутников Шахтинска, Сарани, Абая в Караганду. Тогда они были молоды и здоровы. Теперь – немощные инвалиды, влачащие жалкое существование на нищенские пособия. Таковыми они стали в результате увечий, полученных на производстве.

По некоторым данным, в Карагандинском угольном бассейне на сегодня  регрессниками считаются 14 тыс. шахтеров, 3 тыс. из них ранее работали на ликвидированных предприятиях, 11 тыс. получили статус инвалидов на ныне действующих рудниках и шахтах, принадлежащих частным собственникам, в основном, АО «АрселорМитталТемиртау». Государство и работодатель оценили их риск жизнями размером минимальных пособий. У иных оно составляет 4–5 тыс. тенге в месяц.

На протяжении трех лет родные правительство и парламент обещали шахтерам принять поправки в действующее законодательство, предусматривающие новый механизм перерасчета выплат по регрессным искам, исходя из реальной, т.е. сегодняшней заработной платы работника той или иной квалификации. Однако воз и ныне там.

В мажилисе шахтеров ожидало очередное разочарование. Депутаты-карагандинцы дружно, будто сговорившись, отбыли в командировки … в Караганду. Ходоков приняли четверо «чужих» депутатов. Выслушали и сказали: «А теперь возвращайтесь домой».

Наверняка не случайно говорят: если ты не хочешь заниматься политикой, она займется тобой. Вот и вышедший на инвалидность с шахты «Тентекская»  Александр Белобородов говорит:

– Только вчера Нехорошев так красиво выступал по телевизору, а сегодня срочно свалил в командировку. Депутатом его выставила партия «Нур Отан», мы поддержали. Золотые горы пообещали нам тогда, а ничего конкретного не сделали. Если не сдержат слово, пусть отставочку сделают.  Если за Нехорошева и других мы не будем голосовать, пусть хоть десять раз их  партия выдвинет, не видать им парламента, как своих ушей.

Руководитель инициативной группы шахтеров-регрессников, инвалид 2 группы с шахты имени Ленина Сергей Бажанов:

– Тот закон, которого мы добиваемся, российская Госдума приняла месяц назад, хотя мы раньше их поднимали этот вопрос. Шахтерский век и без того короток. Из 30 ребят моей бригады на сегодня в живых всего 5 человек, остальные погибли. А нас списали. Есть регрессники, которые получают 15 тыс. И это достойная жизнь? Если государство не пересмотрит законодательство, мы пойдем на самые крайние меры.

Шахтеры не разбрасываются словами. Последняя фраза руководителя инициативной группы – не попытка шантажа. Если шахтеры «пойдут» – никому мало не покажется. Такое в истории отечественного рабочего   движения уже было, когда в одну колонну с угольщиками встало полКараганды.

… Во второй половине дня ожидавших кого-либо из чиновников шахтеров пригласил к себе вице-министр труда и социальной защиты Биржан Нурымбетов. Журналистов на встречу не пустили. Уже поздно вечером
г-н Нурымбетов вышел к нам и повторил то, о чем он говорил шахтерам:

– Это уже наша седьмая встреча с регрессниками. На сегодня существует два вида проблем.

Первое. Это регрессники обанкротившихся предприятий. Гражданский кодекс и закон о банкротстве предусматривают следующее.

Если предприятие ликвидируется, то при ликвидационном процессе в первую очередь погашаются долги перед рабочими, получившими увечья на производстве. При этом сумма возмещения ежемесячно капитализируется и выплачивается единая сумма до 70 лет. Если ликвидной массы не хватает для удовлетворения данной кредиторской задолженности, то решением суда погашение возлагается на государство. Для этого есть специальная бюджетная программа.

Но сегодня есть регрессники, которые уже получили единые выплаты. Получается некая несправедливость. То есть регрессникам, у которых предприятия работают, продолжают делать выплаты независимо от возраста, а по ликвидированным выплата прекратилась.  Предприятие обанкротилось. Кто будет им платить?

Поэтому мы считаем, что требования регрессников логичны. На уровне Министерства труда мы приходим к единому мнению, что государство должно вводить какие-то ежемесячные, пожизненные компенсационные выплаты.

Второе. Есть группа регрессников, чьи предприятия на сегодня действуют. В частности, «Арселор МитталТемиртау». В отношении них вопрос заключается в индексации назначенного размера выплаты. В соответствии с Гражданским кодексом ежемесячная выплата работодателя ежегодно индексируется на рост МРП. С 2000 года до сих пор темпы роста МРП заметно отставали от темпов роста фактической заработной платы шахтеров. Поэтому они выдвигают требования, что выплата не адекватна зарплате. Это тоже логичное требование.

Все пенсии, социальные пособия (а у нас всего 1 млн 650 тыс. пенсионеров, около 700 тыс. человек получают госпособия по инвалидности, по утере кормильца) мы повышаем на рост индекса потребительских цен, т.е. на рост инфляции. А рост МРП меньше, чем индекс инфляции. Так, если в 2007 году МРП вырос на 9%, то инфляция была 18,5%. Т.е. в какой-то степени эти выплаты пострадали.

С учетом всего этого мы пришли к выводу, что нужно менять закон. В частности, вносить поправки в ГК касательно механизма возмещения вреда, причиненного работодателем. Но много времени потрачено на создание  единой базы данных.

На вопрос «ДАТа», сколько еще ждать шахтерам-регрессникам, а то ведь и помереть могут, не дождавшись поправок в законодательство, ответил: «Вы немного жестко задали вопрос. Дай бог, чтобы они и все мы долго жили». Как поняла из дальнейшего ответа г-на Нурымбетова, жить в ожидании регрессникам придется до сентября этого года, когда законопроект пройдет все инстанции, а затем, после летних каникул, отдохнувшие от праведных забот депутаты приступят к его рассмотрению.

Поинтересовалась ценой законопроекта и получила комментарий вице-министра:

– Что касается компенсационных выплат для 70-летних, то это составит в год около 650 млн тенге.

Что касается индексации – здесь будут расходы работодателя. Всего регрессников на действующих предприятиях у нас 8 600 человек. Сегодня работодатель выплачивает им около 2,7 млрд. тенге. Если внесем поправки, о которых я сказал выше, то станет платить порядка 4,3 млрд тенге.

Но дело в том, что если мы пойдем с учетом инфляции, то бюджетных расходов как бы не требуется. Если по росту заработной платы, о чем говорят регрессники (из 8 600 регрессников чуть более 1200 работники бюджетных организаций), то бюджетных расходов не избежать.

Однозначно, выплаты регрессникам будут индексироваться. Однозначно, Министерство труда и соцзащиты будет вносить изменения в законодательство, предусматривать компенсационные выплаты для тех, чьи предприятия ликвидировались. Однозначно, будем менять порядок индексации, т.е. отходить от роста МРП.

Как заверил вице-министр, умышленного затягивания проблемы нет, шахтеры все поняли, настроение у них не забастовочное.

Как знать. На лицах уехавших в Караганду горняков оптимизма не увидела.

Жумабике ЖУНУСОВА,

«D»

Не вырубишь…

ЧИНОВНИКИ

олигархического капитализма

КАЗАХСТАНА

На встрече с отечественными предпринимателями (26 февраля 2010 года) президент Н.Назарбаев сделал далеко идущее заявление о том, что не допустит появления в Казахстане олигархического капитализма. Это заявление получило широкий резонанс не только внутри страны, но и далеко за ее пределами. Эксперты отметили важность подобной политики, провозглашенной лидером Казахстана, играющего все большую роль в Евразии как государство, через территорию которого проходят нефтегазовые и наземные коммуникации.

Однако при более внимательном анализе становится очевидной запоздалость такого заявления, так как олигархи, как новый класс, прочно обосновались в казахстанской политике и играют решающую роль в принятии решений, определяющих судьбу страны. Достаточно бросить взгляд на состав политической верхушки Казахстана. Как минимум на треть она состоит из фактических олигархов, чиновников, наживших огромные состояния за счет так называемого административного ресурса. Чтобы не быть голословными, укажем на некоторых одиозных чиновников, входящих в президентскую команду и никогда прежде не занимавшихся бизнесом.

– Масимов К.К., премьер-министр

– Мусин А.Е., руководитель АП

– Калмурзаев С.С., управляющий делами президента

– Шукеев У.Е., заместитель премьер-министра

– Мами К.А., Генеральный прокурор

– Тусупбеков Р.Т., министр юстиции

– Саудабаев К.Б., министр иностранных дел

– Туймебаев Ж.К., министр науки и образования

– Тасмагамбетов И.Н., аким Астаны

– Есимов А.С., аким Алматы

– Кулагин С.В., аким Костанайской области

– Умбетов С. А., аким Алматинской области

– Нигматулин Н.З., заместитель председателя партии «Нур-Отан».

Наверное, это далеко не полный перечень олигархов, олицетворяющих высшую власть в Казахстане. Их дети, а иногда и целые семьи живут далеко за пределами родной страны , как правило в Англии, Швейцарии, США и Испании. Олигархи любят говорить о патриотизме, непримиримой борьбе с коррупцией на больших собраниях, но их действия сильно расходятся с провозглашаемыми лозунгами. Простых чиновников, денно и нощно корпящих в своих министерствах и акиматах, такое безобразие уже не устраивает. Среди них растет недовольство, потому что они не могут позволить себе обучать детей на Западе, летать чартерными самолетами, отдыхать на лучших курортах, владеть недвижимостью за рубежом и заниматься бизнесом в Казахстане и за его пределами.

Это порождает сильные оппозиционные настроения в чиновничьей среде по отношению к руководству страны. Результат присутствия во власти олигархов (пусть скрытых) ясен – будущая дестабилизация внутренней ситуации в Казахстане.

geokz.tv

 

Республиканский еженедельник онлайн