«Джихад» по-казахски Что стоит за взрывами в Казахстане?

На прошлой неделе, 17 мая, в Актобе в здании департамента КНБ смертник Рахымжан Макатов совершил самоподрыв. Пока неясными остаются мотивы этого беспрецедентного для Казахстана и этой организации поступка. Но, скорее всего, просто так человек не придет куда-нибудь, а к чекистам, и не будет убивать себя забавы ради. О некоторых моментах этого акта, который некоторые официальные органы поспешили объявить террористическим, размышляет автор предлагаемого материала, присланного нам в редакцию.   Однако, на наш взгляд, проблема представляется несколько шире, чем изложено в статье А. Бекмуратова, и спорные моменты, о которых пишет автор, выглядят иначе, чем они описаны. В любом случае, первое публичное суицидальное выражение протеста в этой сфере взаимоотношений власти и отдельных членов общества должно вызывать как минимум тревогу у лиц, осуществляющих контроль над деятельностью религиозных организаций. И дело не только, скажем, в Б. Тлеухане или верховном муфтии, а в подходе к религии вообще. Хотя членство, например, Б. Тлеухана в сугубо светской партии и его религиозные эскапады как-то не вяжутся в истинном понимании предназначения религии. Повторимся, все гораздо шире и при сложившихся реалиях опаснее.

Первые симптомы о базах казахских террористов и подпольных лагерях подготовки бандитов стали известны российской общественности два года назад, когда в Дагестане во время спецоперации ФСБ был ликвидирован отряд боевиков. Тогда при четырех убитых были обнаружены бирюзовые паспорта. После официальных протестов российской стороны спецслужбы Казахстана провели серию масштабных задержаний, а в Астане к суду привлекли членов «джамагата аль-Фараби».

Однако деятельность правоохранительных органов неожиданно спровоцировала активность экстремистов. В начале 2010 года группа боевиков джамагата «Ансар уд-дин» совершила нападение на службу военизированной охраны железных дорог Актюбинской области, захватив в качестве трофея табельное оружие и средства радио­связи.

Летом того же года из колонии общего режима города Актау (бывший Шевченко) совершила дерзкий побег община ваххабитов из 21 человека, успевшая при этом взорвать электростанцию целого района, а также протаранить стену тюрьмы. При задержании большинство бандитов было физически уничтожено.

Но большой общественный резонанс имело недавнее сопротивление вооруженной до зубов группы боевиков в центре Алма-Аты: трем обученным террористам удалось тяжело ранить одиннадцать солдат элитного антитеррористического спецподразделения МВД.

И вот теперь взрыв в областном управлении КНБ!

Пока официальные власти отрицают факт терроризма, даже дело заведено по другой статье. Представитель Генпрокуратуры заявил об «акте самоподрыва». Мотивы преступника пытаются свести к «испытываемой личной неприязни», якобы преступник совершил взрыв с целью уклонения от уголовной ответственности. Но, похоже, в это верит только сам пресс-секретарь Генпрокуратуры.

Игры разума

Сразу возникает вопрос: как долго казахские спецслужбы упорно не будут замечать бревно в собственном глазу? Или есть другие мотивы «молчания ягнят»?

По одной из этих версий, в недрах Комитета национальной безопасности к применению в работе утверждены несколько методов оперативных разработок. Еще на заре религиозной экспансии в качестве мер оперативного реагирования было принято решение о столкновении различных течений «салафизма» друг с другом с целью дестабилизации религиозной ситуации.

Неожиданно течение салафитов, именуемое как «мадхалиты», получило поддержку со стороны органов национальной безопасности: им разрешали собираться в кружках, духовные лидеры «мадхалитов» получили санкцию на проповеди и пропаганду своих воззрений, более того – некоторые миссионеры, в том числе иностранцы, получили должности в Духовном управлении мусульман (ДУМК)! По ожиданиям казахских чекистов, за такой «пряник» верующие должны были ответить отказом от «джихада».

Но надеждам этим не суждено было сбыться: вместо мирного ислама в Казахстане расцвел буйным цветом религиозный фанатизм. Один за другим молодые мусульмане стали толпами уходить в «джихадистское» крыло. А потерявшие чувство меры духовные лидеры бандитов открыто разъезжали по стране с лекциями, собирая толпы слушателей. Кстати, совершивший «акт самоподрыва» в Актюбинске 25-летний Рахымжан Макатов, еще в марте 2011 года посещал лекции одиозного ваххабитского шейха Дарына Мубарова, пользующегося непререкаемым авторитетом и влиянием в среде мусульман-суннитов. Так, например, в Актобе, на лекции Мубарова собралось около 1500 сторонников саляфизма, причем большинство из них ровесники Макатова, которые наверняка будут считать его шахидом и так же грезить райскими кущами за счет терактов. Сегодня, по сведениям экспертов, последователи шейха Дарына представляют собой самую многочисленную ваххабитскую общину. По имеющейся информации, сотрудники КНБ РК организовали политическое турне Мубарова по западным областям Казахстана, где он выступал перед публикой, в основном представленной экстремистски настроенными молодчиками. Для чего был нужен этот тур после полного провала, наверное, сегодня не смогут ответить даже сами чекисты. Хотя общеизвестно, что учеником Мубарова является депутат мажилиса РК Б.Тлеуханов, но о нем и его роли в религиозных схемах ваххабитов чуть позже.

В итоге замысел казахских чекистов провалился. Больше того, возникла новая головная боль. Отправленные в места не столь отдаленные ваххабиты превратили тюрьмы в свои обители: при колониях стали открываться мечети, в тюрьмы начали завозить экстремистскую религиозную литературу, отбытие наказания приравнивалось к мученичеству, а верующие заключенные резко изменили традиционную иерархию преступного мира.

В ислам стали уходить наиболее пассионарные лидеры преступных сообществ, ОПГ стали не только бандитскими братствами, но и религиозными общинами.

И вот в аналитических структурах КНБ возникает новый план борьбы. Принимается решение столкнуть религиозных экстремистов с воровской братвой. Реализация этого поручения «государственной важности» возлагается на держателя казахского общака, молодого, но амбициозного преступного авторитета Айбека Кузайдарова, отбывающего наказание в колонии особого режима.

По всем зонам и лагерям Казахстана рассылается малява о расправе над мусульманами. Администрациям лагерей кураторами из КНБ вмешиваться в акции возмездия строго запрещается. Естественно, что доведенные до отчаяния заключенные стали отправлять сигналы о насилии на волю. Так, весной этого года в исправительных учреждениях Актюбинской, Атырауской, Мангистауской областей прошли массовые избиения осужденных мусульман. Расправу чинили осужденные из числа отпетых уголовников. Мусульманам ломали руки и ноги, насиловали и заставляли есть свинину. Доведенные до отчаяния люди, брошенные на произвол судьбы, были вынуждены привлечь внимание к себе путем подрыва СВУ у стен актюбинской колонии № 6.

Может, по этим причинам казахские спецслужбы не хотят признавать состав «терроризма» в действиях боевиков? Ведь признание провалов собственной работы не делает чести «железным феликсам» Казахстана.

Особенности

национального

экстремизма

В плане опыта стабилизации религиозной ситуации Казахстан уникальная страна. Несмотря на традиционные мусульманские корни казахов, фундаментальный, ортодоксальный ислам здесь не прижился. По мнению первого казахского этнографа Чокана Валиханова, жившего в ХIХ веке, казахи в отличие от оседлых татар или узбеков не выделялись ревностным соблюдением обрядов классического суннитского ислама.

После семидесяти лет советской власти зачатки религиозности были уничтожены под корень. Поэтому постсоветский период принес в Казахстан не только социально-экономические проблемы, но и проблему религиозной идентичности. Как ни странно, конкурирующей с исламом конфессией здесь является протестантство, количество религиозных объединений которого не уступает количеству местных представительств официального муфтията.

За годы независимости борьба между различными группировками в сфере религиозного влияния обострилась до предела. Всем известно, что одним из влиятельных мусульман является депутат мажилиса, народный поэт-импровизатор Бекбулат Тлеухан. Могущественный семейный клан Тлеуханов сегодня представляет собой сплоченную организацию национального казахского ислама. Личные дружественные отношения с Верховным муфтием шейхом Абсаттаром, а также близость к семье президента Назарбаева позволили семье Тлеухана получить доступ к единственному исламскому телеканалу – «Асыл Арна», который возглавляет его родной зять – активный исламист Мухаммад Тазабеков.

Благодаря поддержке со стороны мировой суннитской уммы и пожертвованиям верующих братьев со всего мусульманского мира телеканалу «Асыл Арна» за короткое время удалось стать мощным рупором исламского призыва. Сегодня все эксперты согласны во мнении, что ислам стал новым фактором политической реальности Казахстана. Это можно наблюдать даже при поверхностном изучении информационного контента казахского политического поля.

Следует также отметить, что стремящийся к безусловному духовному лидерству у казахских мусульман Бекбулат Тлеухан, видимо, хочет стать в своей стране истинным выразителем чаяний простых верующих. Дополнительный вес ему придает членство в правящей партии «Нур Отан», политические ресурсы которой позволят исламу стать реальным элементом будущей казахской внешней и внутренней политики.

Но сохранится ли мир на южных рубежах России?

Асан БЕКМУРАТОВ

Когда верстался номер

Астанинский

взрыв у КНБ

По сообщению КазТАГ, вчера, 24 мая, у здания следственного изолятора Комитета национальной безопасности в Астане взорван автомобиль, сообщил агентству информированный источник. «В 4 часа утра по местному времени возле СИЗО КНБ был взорван автомобиль марки Audi. По тревоге были подняты все службы экстренного реагирования», – сказал собеседник. По информации информированного источника в силовых структурах, к месту взрыва были стянуты все службы экстренного реагирования города.

Между тем, в Министерстве по чрезвычайным ситуациям и КНБ данную информацию не подтвердили, но и не опровергли. При этом пресс-секретари ведомств сообщили, что «этим вопросом занимается МВД».

Республиканский еженедельник онлайн