Герольд БЕЛЬГЕР Плетенье ЧЕПУХИ (ИЗ 24-Й ТЕТРАДИ) №4

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №38 (309) от 05 ноября 2015 г.

 

СМЫСЛ ВОЛЬНЫХ СТРОК

 

О, да, есть казахские поэты (моего поколения), которые заслуженно снискали славу, почет, признание своих соплеменников. Мукагали, Кадыр, Саги, Кеншилик, Иран-Гаип, Темирхан.

Но вот русским они неизвестны. Или известны чуть-чуть. Ну, а Европа их совсем не знает. Досадно, конечно. Выходит, на мировую орбиту взлетел один русскоязычный казахский поэт Олжас. Он, как никто из поэтов, прославил свой народ, свою страну. Некоторые казахи не хотят это признать, выкусывают строптивого саяка из своего косяка, цапают Олжаса за штанину, стараются умалить его значение и роль в развитии национального самосознания.

Напрасно. Глупо и неблагодарно.

Унизить Олжаса невозможно и бессмысленно.

Придраться к Олжасу и я могу, если уподобляться блохе, резвящейся в чистом белье.

Он сподобился поднять престион своего народа, его культуру, историю, честь и достоинство. Каждый казах – убежден! – должен гордиться Олжасом. Он велик, вероятно, потому и его недостатки, изъяны бросаются в глаза. Но раздувать их не следует. Деяния его во славу своего народа перекрывают некоторые его «әттеген-ай!», которые усердно и злорадно выявляют так называемые «таза» казахи.

Где они? И кто о них что-то знает?

Серая мелюзга завистливая!..

 

***

Человеку свойственно стремиться к свободе. Но свобода дается не каждому. Ибо свобода есть прежде всего ответственность. А ответственность, как мне кажется, большинству двуногих не особенно по душе. Многие предпочитают прозябать в рабстве. А рабу свобода в тягость.

В этом смысле российские немцы, например, изначально к свободе особенно не стремились. Они сызмальства тяготели к порядку. Порядок – везде и во всем – был их Бог.

Урусы, на мой взгляд, тоже предпочитают не свободу, а волю и анархию, вседозволенность, смуту и бунт. Казаху, думаю, тоже близка воля, гармония с природой, покорность Року, Судьбе. С ответственностью он не в ладу. Разве что перед очагом, детьми, кланом. Он не желает быть ответственным перед кем-то и чем-то. Ответственность у него на уровне имана. В нем поразительным образом сочетается стихийность, своеволие, строптивость и смиренность с высшей волей Творца – Тэнгри или Аллаха.

Народов, исповедующих свободу как ответственность, видно, немного. Я даже затрудняюсь кого-то конкретно назвать.

Есть народы мудрые, покорные, строптивые, анархиствующие, смутьяны, послушно-порядочные, всякие, но ответственных мало. Это народы-пассионарии, добровольно возложившие на себя обязанность, ответственность перед миром. Это народы-лидеры, носители высшего блага и значения – свободы. Независимость, объявленная так называемыми республиками, на самом деле – блеф.

Эта независимость показушная, понарошку, для отвода глаз, нечто ирреальное, не имеющее ничего общего с подлинной свободой Духа. Олжас Сулейменов говорит о взаимной зависимости стран-государств. Это, пожалуй, разумно. И я разделяю этот штандпункт.

 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн