Как москвичи ОБМАНУЛИ правительство

В понедельник прокурор Берик Кулмагамбет запросил у суда меры наказания к главным фигурантам уголовного дела: учредителю ТОО «Киік» Серику Туржанову – 10 лет лишения свободы (в совокупности по четырем эпизодам обвинения); экс-заместителям председателя агентства по статистике РК Нурману Баянову и Бирлику Мендыбаеву – соответственно 7 и 6 лет. Для всех – конфискация имущества и запрет на деятельность в госорганах сроком (также соответственно) 7, 7 и 6 лет.

Гособвинение акцентировало внимание: Баянов-де в преступном сговоре с председателем АС Анарой Мешимбаевой, Сериком Туржановым и Бирликом Мендыбаевым сначала утвердил расчетную стоимость переписных бланков с 7 до 17 тенге, затем обеспечил победу «Киіка» на тендере по поставке услуг для национальной переписи населения, незаконно продлил срок поставки бланков, подписал акт выполненных работ и т.д.

Мендыбаев же по указанию Мешимбаевой усложнил техспецификацию путем включения в перечень услуг поставщика работу по разработке вида, состава и структуры переписных бланков, заведомо зная, что данные работы были ранее выполнены московской компанией.

Что же касается Туржанова, то если исходить из предъявленного ему букета обвинений, то на учредителе ТОО клейма ставить негде.

К сожалению, приходится констатировать: многие свидетельские показания не приняты во внимание гос­обвинением. Так, бывший сотрудник АС Сегизбаев в суде сказал, что командировала его в Санкт-Петербург лично Мешимбаева, а вовсе не Баянов, причем предупредила его: не говорить Баянову и Мендыбаеву, что он получил командировочные в долларах в обход бухгалтерии.

Кроме того, обвинение в умышленном завышении цены переписных бланков, на мой взгляд, несостоятельно и по той причине, что при расчетах за основу была взята стоимость избирательных бланков с цветовой наполненностью в 5%, которые Центризбирком закупил у поставщика на выборную кампанию 2007 года по 18,32 тенге. Цена же переписных бланков  – 17 тенге – более чем скромная, если учесть, что были-то они со 100-процентной цветовой наполненностью. И еще. Почему в таком случае финансовая полиция не предъявит обвинение …  самой себе? Ведь титульный бланк она закупила по цене 19 тенге, доказательство чему адвокат Баянова Нурлан Бейсекеев представил суду. (Кстати, в прошлом номере «ДАТа» была опубликована статья «А у Счетного комитета свои счеты», в которой говорилось, что Счетный комитет закупил титульные бланки по 60 тенге за экземпляр. Произошла досадная ошибка. Адвокат оговорился в суде, вместо другой организации назвав это госучреждение. Счетный комитет закупил бланки по 6 тенге. Нурлан Бейсекеев извинился перед Счетным комитетом).

Гособвинение заявило, что из 1 млрд 144 млн тенге, выделенных бюджетом на изготовление и транспортировку бланков, фактические затраты  составили 379 млн 748 тыс. тенге. А 764 млн 881 тыс. тенге перечислены различным коммерческим организациям для целей, не связанных с бюджетной программой. Но мы писали о том, что именно эта сумма была обналичена субподрядными организациями через лжепредприятия г. Петропавловск за спиной Туржанова с подачи кукловода, гражданина России и друга Мешимбаевой Семена Шмерлинга.

Надо отдать должное прокурору Берику Кулмагамбету. В эпизоде, связанном с инкриминируемым Туржанову обвинением в том, что при приобретении простых акций АО «ВалютТранзитБанк» он нанес государству материальный ущерб в сумме свыше 132 млн. 450 тыс. тенге, прокурор не усмотрел признаков преступления – «превышение власти или должностных полномочий», в чем Туржанова обвинило предварительное следствие. Он  предложил суду переквалифицировать эту статью на другую – «халатность». Туржанов заказ на приобретение акций ВТБ не подавал и не подписывал. Все операции проводились директорами департаментов АО «НК «Казкосмос» Игесиновой и Анощенко.

Прокурор отказался и от обвинения по эпизоду, связанному с подписанием фиктивного акта между Минобразования и науки и АО «НК «Казкосмос» на сумму 291 млн. 990 тыс. тенге. «Превышение власти» он предложил переквалифицировать на «служебный подлог».

Эпизод по проекту создания ракетно-авиационного комплекса «Ишим» – особый. По нему сумма ущерба оценивается в 449 млн 450 тыс. 112 тенге. По внутреннему убеждению прокурора, вина в том Туржанова полностью доказана. Однако…

В суде представитель потерпевшей стороны «АО «НК «Казахстан Гарыш Сапары» Темирлан Сейтбеков заявил ходатайство, содержание которого, без преувеличения оказалось сенсационным и позволющим по-новому взглянуть и на фабулу, и на выводы гособвинения.

Постановлением правительства РК поставщиком работ по разработке эскизного проекта и технико-экономического обоснования «Ишима» был определен Московский институт теплотехники (далее – МИТ).

На основании этого документа «Казкосмос» заключил с МИТом Договор №1, согласно которому перечислил москвичам аванс в размере 30% на сумму 150 млн тенге. Общая стоимость работ была определена в 498 927 038 тенге.

Однако москвичи намеренно скрыли от «Казкосмоса», что для передачи материалов «Ишим» необходимо подписание межправительственного соглашения между РФ и РК о создании комплекса «Ишим», о необходимости получения МИТом экспортной лицензии, а также вступления РК в особый режим, поскольку без этого Россия не могла выдать Казахстану материалы «Ишима».

Он также скрыл, что 48 томов материалов «Ишим» даже после оплаты не могут быть переданы нашей стране. О причинах сказано выше.

20 декабря 2005 г. АО «Казкосмос» подписало акт выполненных работ и перечислило МИТу 96 586 500 рублей. Однако фактически ни по каким позициям москвичи не выполнили свои обязательства, но продолжали кормить обещаниями. В итоге «Ишим» приказал долго жить. Деньги ушли безвозвратно.

Представитель «АО «НК «Казахстан Гарыш Сапары» ходатайствовал перед судом о вынесении частного определения. В частности, необходимо, чтобы  КНБ и российская ФСБ, другие органы провели совместное расследование действий руководителей Московского института на предмет привлечения их к уголовной ответственности. И это будет справедливо.

Жумабике ЖУНУСОВА,

«D»

Тем временем

Комитетом национальной безопасности предъявлены обвинения бывшему председателю совета директоров АО «Астана-Финанс» Кинталю Исламову и экс-директору департамента регионального развития банка «Астана-Финанс» Артуру Ахметову в совершении преступлений, предусмотренных ст. 176 УК РК (хищение и растрата вверенного чужого имущества), сообщила во вторник пресс-служба КНБ РК.

По данным информированных источников, топ-менеджеры банка обвиняются в хищении 18 млн евро. Есильским районным судом Астаны в отношении этих лиц избрана мера пресечения «домашний арест».

Республиканский еженедельник онлайн