Наш Национальный банк – это обменный пункт

natsbank11 февраля 2014 года население страны испытало шок от девальвации тенге, не успев насладиться эйфорией от послания президента. Думали, как будет скоро хорошо, а тут следом, словно обухом по голове – девальвация. Про послание вмиг забыли, потому что до 2015–2016 годов надо дожить, а 12 февраля этого года надо покупать продукты питания и необходимые товары уже с учетом инфляции.

Все депутаты разлетелись по регионам, чтоб объяснить народу смысл послания президента. Хорошо, что вернулись до девальвации, иначе бог знает, что бы произошло с ними на местах: люди точно разорвали бы их в клочья.

За дни со дня «черного вторника», 11 февраля 2014 года, глава Нацбанка Кайрат Келимбетов и министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев как бы соревновались, кто из них больше фальши и лжи выльет на головы бедных казахстанцев. Цитировать их не буду, потому что их высказывания благодаря ТВ уже известны.

А тут еще вице-премьер, министр финансов Бахыт Султанов «очень сильно» успокоил пенсионеров, заявляя, что инфляция на уровне 6-8 %, а пенсии поднимем на 9%, разница составит 2%, на которое вы «заживете». Но то, что как минимум на 20% подскачут цены на продукты, их не интересует.

Правительство продолжает врать: «Мы будем работать над тем, чтобы уровень инфляции в 2014 году сохранялся на уровне 6-8 процентов. Мы будем работать над тем, чтобы цены на основные продукты необоснованно не завышались». Интересный парадокс: у нас насчет 6-8 процентов планы были в прошлом году, а теперь с учетом девальвации, с помощью которого мы хотим «выиграть» еще 6-8 процентов, у нас теоретически инфляция в 2014 году должна быть равна нулю.

Не менее странно прозвучало заявление премьер-министра Серика Ахметова: «Необходимо принять все меры по недопущению ажиотажа и роста цен на товары первой необходимости. Поэтому акимам необходимо провести разъяснительную работу среди населения». Во власти должны наконец-то определиться: мы за частный бизнес или за государственный. 90% товаров поступают из-за бугра.

Если сделать так, как в народе говорят: «котлеты отдельно, мухи отдельно», то в стране нет денег, так как основная часть бюджета будущих лет должна пойти на всякие там ЭКСПО, никому не нужные международные форумы.

Президент, встречаясь с общественностью Атырауской области ровно месяц назад, заявил, что причин для девальвации тенге нет, мировые цены на энергоносители высокие, а это лучшая гарантия крепости тенге. И тут же на этой встрече отвлек внимание общественности со стойкости нацвалюты на переименование страны.

Кто в выигрыше от девальвации? Выиграли «АрселорМитталТемиртау», Евразийская группа, Казахмыс, зерновики-латифундисты и те, кто прибавил в капитале до 26%, даже за свои товары, которые лежали на их складах. Девальвация была выгодна узкому кругу коррупционеров и олигархов.
И не они ли позвонили Келимбетову среди ночи и велели «опустить до плинтуса» тенге»?

В нашей стране народ – что Косой в фильме «Джентльмены удачи»: чуть что – он крайний. Власть решила: раз нет Кашагана, на доходы от которого планировали решить проблему финансирования амбициозных проектов, то надо переложить ее на плечи народа с помощью девальвации. Видимо, пока не разберемся с коррупцией, невозможно заниматься серьезными проектами, так как одни коррупционеры купили гнилые трубы для Кашагана, другие придумали амбициозные проекты, как ЭКСПО, а за все должен расплачиваться народ. «Белые приходят – грабят, красные приходят – грабят, когда по-человечески будем-то жить?» – спрашивал герой фильма «Чапай». И вправду, – когда?

Была ли возможность избежать девальвации? Вряд ли, это уровень сырьевой экономики, когда до 90 % завозим из-за границы. Технически можно и 150 тенге за доллар поддерживать, но при этом, утеряв все золотовалютные резервы. По отчетам, опубликованным на сайте Нацбанка РК, было видно, что последние 2,5 года золотовалютные резервы не прирастают, а наоборот, расходуются. Ведь если называть вещи своими именами, Национальный банк РК – это обменный пункт американского доллара на казахстанский тенге. Он участвует на валютной бирже в качестве игрока, и в зависимости от того, складывается ли баланс с долларовым избытком или с долларовым недостатком, пытается поддерживать тенге, скупая излишки долларов. Раз экономически невыгодно держать такую экономику и такой курс тенге, надо было делать, как россияне – «ползучую девальвацию». Но у нас, видимо, решили не жалеть народ и сделали расчет на хорошую устойчивость. Или сделали «с запасом на вырост».

Мусагали ДУАМБЕКОВ,
президент фонда
«Народный антикоррупционный
комитет», профессор

СЛУХИ, ДА И ТОЛЬКО?

С ухдом Карима откроется дорога для преемника?

«По сведениям из компетентных источников в Акорде, в ближайшее время планируются дальнейшие перестановки, – пишет информационно-аналитический портал «Республика». – Недавнее отстранение Аслана Мусина и назначение Марата Тажина послом в России расчищают дорогу к трону преемнику».

Как писал Рахат Алиев в своей книге «Крестный тесть», президент никогда лично не снимает с должности или наказывает своих соратников. Чтобы не нажить врагов, он поручает такие деликатные дела другим, сам предпочитая уезжать из страны во время громких отставок. Обычно это прерогатива руководителя Администрации президента. В последнее время эта позиция стала фактически второй по значимости должностью в стране.

Предыдущий руководитель АП прославился своей жесткостью в проведении кадровой политики, а в деле зачистки неугодных и инакомыслящих и жестокостью. После подавления бунта в Жанаозене Мусина пришлось менять как выполнившего свою задачу и для того, чтобы снизить протестные настроения. Пришедший ему на смену Карим Масимов идеальная кандидатура на роль чистильщика… Пользуясь неограниченным доверием елбасы, Масимов даже свой кабинет в Акорде имеет на одном этаже с президентским, чего не позволял себе ни один его предшественник.

Многих в окружении президента начало беспокоить такое влияние Масимова. Мы уже писали, что все попытки других соратников президента донести информацию в обход главы АП блокируются последним. Любая проблема решается им за полчаса приватного разговора с главой государства. Некоторые особо впечатлительные чиновники даже стали связывать такое влияние Масимова на своего шефа не иначе как использованием черной магии, которую уйгуры, в отличие от казахов, широко практикуют.

Другие небезосновательно считают, что Масимов заручился поддержкой Москвы, Пекина и, по всей видимости, Вашингтона. Участие посла Ордвея в скандальной пресс-конференции с замгенпрокурора Кравченко показало, что всесильный глава АП может, когда ему это необходимо, заставить говорить даже представителя президента США.

Но президент, изучавший опыт дворцовых интриг не только по книгам Макиавелли, но и в советские партноменклатурные времена, все рассчитал по-своему. Масимов, которого другие царедворцы раньше не критиковали, считая его неспособным на роль преемника, а после устранения Мусина и Тажина просто боятся, принимает на себя весь огонь критики оппонентов.

Его одинаково ненавидят как оппозиционеры, особенно нацпаты, так и ближайшее окружение президента. Последние скандалы, связанные с тем, что глава Минтранскома Жумагалиев не смог передать под управление премьеру Ахметову «Казахтелеком», только еще больше демонизировали образ главы назарбаевской администрации.

Практически неприкрытая война с министром обороны Адильбеком Джаксыбековым может привести к скорой отставке последнего. Еще несколько подобных непопулярных, но эффективных шагов — и Масимов станет казахским Распутиным, неприязнь к которому в обществе будет даже выше, чем к главе государства. И тогда президент как настоящий византийский правитель на радость и потехе публике отдаст своего верного визиря на растерзание.

Повесив на Масимова собственные промахи и неудачи, начиная от Жанаозена до последней девальвации, елбасы одним движением успокоит окружение, покажет свою силу и адекватность и даст повод для радости нацпатам, которые не скрывают своей ненависти к представителю уйгурской диаспоры. Снятие и наказание Масимова после того, как дорога к трону будет расчищена, станет вишенкой на торте, венчающей операцию «Преемник». Это еще раз докажет, что Назарбаеву нет равных в мастерстве плести интриги, благодаря которым он держится у власти более четверти века.

Поэтому Назарбаев, держа в уме подобный сценарий, назначил Касымжомарта Токаева спикером сената, срочно отозвав последнего из Женевы. На случай скоропостижной смерти или дворцового переворота исполнять обязанности президента суждено именно Токаеву. Но это лишь в случае экстраординарных обстоятельств. Если все пойдет по плану президента, то до конца года мы получим нового президента, выходца из его семьи: нынешнего зампреда КНБ, племянника Самата Абиша или депутата мажилиса Даригу Назарбаеву. Как всегда, интрига будет сохраняться до последнего.

ИАП «Республика»

Республиканский еженедельник онлайн