«НУРЗАХВАТ» зажжет Астану

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №42 (406) от 16 ноября 2017 г.

 

Журналистское расследование

 



 

ДЛЯ СПРАВКИ:

Известный казахстанский бизнесмен Рашит Сарсенов занимает 8-ю строчку в рейтинге 50 самых влиятельных бизнесменов и богатейших людей Казахстана-2015 по версии Forbes Kazakhstan. Ему принадлежат ТОО «KSP Steel», ТОО «Кастинг», базирующиеся в Павлодаре. Также он владеет ТОО «Caspian Riviera», ТОО «Гелиос», АО «Uralsk Oil Company», ТОО «Oil Real Estate», ТОО «Французский дом BSB», ТОО «Trade Petroleum Company», ТОО «Vita Bottlers Казахстан», ТОО «International Trade & Service». Состояние Рашита Сарсенова оценивается в $870 млн.

Софья Сарсенова занимала 35-ю строчку в рейтинге 50 богатейших людей Казахстана-2015 по версии Forbes Kazakhstan. На тот момент ее состояние оценивалось в $193 млн. «Нурбанк» был ее единственным активом. «Нурбанк» находится на 13-й строчке Ренкинга банков Казахстана-2015 по версии Forbes Kazakhstan. За два года банк поднялся на две позиции.

Грандиозный столичный скандал перерастает в серьезную вражду между гражданами и государством. Именно государством. Последнее не выполняет прямых обязанностей. Акорда бросила активный и сознательный электорат на произвол судьбы. Власти недосуг. Она спасает банки, заливая народными ТРИЛЛИОНАМИ токсичные частные активы. Это позорно, недальновидно, не по-мужски.

Впрочем, есть те, кто сам возомнил себя властью. Так, новый хозяин «Нурбанка» намерился решить свои кризисные вопросы за чужой счет. Так же поступили те, кто довел ситуацию до абсурда, включая ныне покойного Рахата Алиева.

Тромб в сердце столицы Казахстана дал о себе знать в прошлом году. В центр скандала попали жилой и административный комплекс «7 континент». Жуткая аритмия заставила содрогнуться мозг – Акорду. Казахстанцы громко заявили о себе. Им удалось выйти на мирный митинг. Нонсенс в современном Казахстане. Не правда ли? Люди верили в справедливость. Тогда.

Сегодня же сотне с лишним граждан страны нечего терять. Они готовы, как минимум, объявить голодовку. Тщета, как уже заявляют, заставит и за канистры с бензином взяться. Живых факелов в таком количестве власти точно не потушить.

Массовое самосожжение не останется незамеченным в мире, где все еще есть Нобелевские премии мира, согласия и прочих добрых дел. Где, в конце концов, есть авторитетное рейтинговое «Fitch Ratings», составляющее разные прогнозы. Полагаем, после нашего официального обращения эти специалисты задумаются над данными, которыми их пытается снабжать официальная Астана.

Главным будет не соблюсти хронологию, а назвать всех своими именами и фамилиями, с занимаемыми должностями и авторитетом в государственной, деловой и клановой табели о рангах. Этого до сих пор никто не сделал. Хотя шума в прессе было много. Даже чересчур для нашей Великой степной державы. После такого гвалта елбасы обычно принимает решение и наказывает виновных, как это сделал в ситуации с банком RBK.

Однако куда важнее будет раскрыть хитроумные схемы, используемые не в меру предприимчивыми власть имущими, но и теми, кто выпал из политической обоймы и занялся бизнесом. Отечественная банковская система, которой пели хвалебные, моментально предстанет в ином свете. Песнь уже можно сочинять и разучивать заупокойную.

Это видно по тому, как государство пытается поддерживать даже не порядок финансово-экономических вещей, а отдельных в них персон. Элиту всепредержащую. Причем государственные деньги выделяются архиконцентрированно в рамках одного небольшого клана. Спасения, в разной степени, заслужили лишь кровные и названные родственники президента Назарбаева. Все они так или иначе владеют частными банками, как брат елбасы – Болат Абишевич единолично «хозяйствует» в водочно-спиртовом кластере республики.

 

Сегодня общая сумма расходов государства (читайте поддержки – Прим. Ред.) на отечественные банки составила 2,81 триллиона тенге из 2,9 запланированных. Наибольшую поддержку получил «Казкоммерцбанк» – 2,4 триллиона. Правда, после он был продан за символические 2 тенге «Народному банку Казахстана». Это Динара и Тимур Кулибаевы. Получили денег и «Цесна» вкупе с «Центркредитом» – вотчина руководителя Администрации президента Адильбека Джаксыбекова. Евразийцы: Машкевич, Шодиев, Ибрагимов не остались без господдержки. Ну и «АТФ» – фининституту зятя племянника елбасы Ахметжана Есимова из народных денег также перепало. Словно бы все вышеперечисленные люди в действительности нуждаются. Бедствуют. Стоят на пороге краха. Готовы объявить голодовку или взяться за канистры с бензином, как собственники жилья и офисов «7 континента».

А ведь они даже и не собственники. Такого определения в цивилизованном мире, вероятно, не придумано. Посудите сами. Люди заплатили деньги за квадратные метры. Получили все соответствующие правоустанавливающие документы. Спустя некоторое время появились представители известного банка и заявили, что это их «континент», а «аборигенам» предписано убраться на все четыре стороны. Якобы все строения возведены на кредитные и вовремя не возвращенные более 80 миллионов долларов США. Абсурд? Еще какой!

А если принять во внимание давность займа, то и вовсе дело запахнет дурнее некуда. Судя по прошлогоднему пресс-релизу городского столичного суда: «В производство Алматинского районного суда Астаны с 14 марта 2016 года поступили 116 исков от АО «Нурбанк» к ТОО «Capital Petrol» и к ТОО «ShyrynLTD», а также к физическим лицам о признании сделки недействительной и отмене регистрации в органах юстиции. ТОО «Capital Petrol» на основании соглашения об открытии кредитной линии от 16 октября 2008 года получило от АО «Нурбанк» 81 миллион 292 тысячи 105,55 доллара, ТОО «ShyrynLTD» на основании Соглашения об открытии кредитной линии от 31 декабря 2008 года в банке получило 31 миллион 228 620 долларов».

 

Теперь внимание. Деньги в долг на стройку «7 континента» были взяты 8 лет назад. На момент рассмотрения дела в суде. Почему «Нурбанк» очухался только сейчас? Здесь стоит поднять историю этого скандально известного финансового института. 31 января далекого 2007 года из головного офиса в Алматы были похищены топ-менеджеры «НБ» Жолдас Тимралиев и Айбар Хасенов. Их, как удалось доказать следствию, выкрали подручные ныне покойного экс-зятя президента страны Рахата Алиева. Кто подзабыл, он был супругом старшей дочери елбасы Дариги Назарбаевой. Год спустя «венского беглеца» осудили в Казахстане за ряд тяжких преступлений. Примерно в это же время два вышеуказанных ТОО получают многомиллионные кредиты. Банк лихорадило так, что люди боялись выходить на работу, а он меж тем раздавал деньги в долг. Достойно профессионалов. Если бы не некоторые «но», в которых еще придется разобраться. Ибо, как продолжают утверждать «нурбанковцы», $81 млн. исчез в неизвестном направлении. Есть предположение, что их «увел» тот самый самоубийца, ныне обретший покой в стенах женевского пантеона среди почетных граждан.

Впрочем, не будем пока свешивать всех собак на того, кого было бы удобнее всего. Попытаемся разобраться в насущном. Банк за это время побывал в разных руках. Поруководил им и сын Рахата и Дариги – Нурали Алиев. Затем, 14 апреля прошлого года он достался Рашиту Сарсенову. Кстати, ранее мажоритарным акционером фининститута была его старшая сестра Софья, которой принадлежало 82,7% банка через ТОО «JP Finance Group». Но еще раньше, в ноябре 2015 года «НБ» возглавил сын Сарсенова – Эльдар. С приходом этой семьи в руководство и начались проблемы «континентального» характера у сотни с лишним предприимчивых и активных казахстанцев. А если к условным собственникам прибавить еще и членов семей жилого комплекса, да сотрудников компаний комплекса административного, то число втянутых в конфликт людей увеличится в разы.

 

Так почему новые владельцы «Нурбанка» решили пойти путем наименьшего сопротивления? Почему решили отобрать у тех, кто менее силен? Почему суды вопреки закону и здравому смыслу встали на сторону частного финансового института, а не частных собственников? Понятно, что финансово-экономическая ситуация в стране кардинально изменилась и каждый банк решает свои «кризисные» вопросы по-своему.

Однако же есть на рынке и те игроки, кто не просит у государства ни копейки. Не жалуется. Иждивенческих настроений не допускает. К слову, в последнем постоянно упрекают рядовых казахстанцев. Дескать, слишком уж хотим госпомощи и господдержки. Действительно, здесь бы банкирам доморощенным помочь разобраться с тем, что наворотили за время высоких цен на нефть.

Быть может, все дело в том, что в этой истории есть персонажи с громкой фамилией и некогда ну очень высоким постом в государственной иерархии? Увы, в нашей стране пост генерального прокурора, председателя высшего судебного совета РК, министра юстиции, председателя Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью и даже сенатора будет покруче любого места из «десятки» «Форбс». Не этот ли всемогущий господин и представители его семьи внесли свою корректуру в историю «7 континента», а возможно, в будущее страны? Ведь как ни крути, а жирную точку в этой истории ставить придется и на самом высшем уровне, раз уж все решения принимаются в «ручном режиме». То есть елбасы подставляют те, кому было позволено работать во благо, разумеется, в первую строку себя и своих семейств и уж после страны? Выходит, что так.

Мы же оставляем за собой право на официальное обращение в международные рейтинговые агентства с подробным описанием схем с именами и фамилиями. Вероятно, пришло время вынести некоторый сор из избы. Его и без нас уже разнесли зарубежные коллеги, обнародовавшие новые списки офшорников.

(Продолжение следует)

 

Денис КАРАМАНОВ,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн