ОСЕТР РАЗДОРА, или о чем молчит «Атыраубалык»?

Акционерное общество «Атыраубалык» после 12 лет пребывания в частной собственности «готовят» передать в лоно государства. Причиной этого, по официальной версии, является фактическое банкротство предприятия из-за отсутствия эффективного менеджмента. Неофициальная версия сводится к тому, что предприятие в очередной раз стало объектом борьбы за сферу влияния в этой отрасли  между  тремя группами. На уровне правительства лоббируется вопрос о передаче имущества и акций «Атыраубалык» в собственность государства. Однако, по нашим сведениям, акционеры компании отдавать за «спасибо» свои активы не собираются. В случае удовлетворения требований акционеров государству необходимо будет выложить за обанкротившееся предприятие порядка 3,5–4 млрд тенге.

При этом активно обсуждается информация о том, что якобы та группа, которая имеет наибольшие шансы выйти победителем в этом противостоянии после национализации и «закачки» туда значительных бюджетных средств под модернизацию производства, вернет «Атыраубалык» в свои частные руки.

Злая ирония

В течение жизни осетр меняет несколько раз среду обитания, но возвращается к месту своего появления. Это  не удалось изменить. Зато человек катастрофически уменьшил численность его популяции и загрязнил среду обитания.

Численность осетровых Каспийского бассейна за по­следние 15 лет сократилась в 38,5 раза!  Около 90% черной икры, которая попадает на рынок, добывается нелегально. Количество нерестовых угодий сократилось из-за построенных на Волге дамб, а работы по добыче нефти и газа в Каспийском море нарушили естественную среду обитания осетра.

Жизнедеятельность «Атыраубалык» самым прямым образом  связана с осетром. Он вылавливал царскую рыбу как на реке Урал, так и в акватории Каспия, причем безбожно много и иногда незаконно. И судьба компании сродни жизненному циклу этой рыбы.

У предприятия тоже свои «жизненные циклы», свои взлеты и падения, своя «среда обитания», а вернее, «патронажная крыша». Сначала оно находилось в руках государства. После перешло в руки частника, при этом не единожды меняя хозяина. И вот предприятие на стадии национализации.

Официальное досье

Напомним, АО «Атыраубалык» являлось одним из  крупнейших  предприятий по переработке рыбного сырья в Казахстане, выпускало более 70 наименований рыбной продукции и 30 наименований рыбных консервов. Это была единственная в республике компания, имеющая право поставлять черную икру и деликатесы из осетровых рыб на мировой рынок.

Но это все былая слава. Если в 70–80-е годы прошлого столетия  «Атыраубалык» вылавливал от 13 до 15 тысяч тонн осетровых видов рыб, то сейчас всего 185 тонн. Компания вырабатывала более 1000 тонн черной икры, в настоящее время  13,3 тонн,  добывала и перерабатывала более 30–40 тысяч тонн частиковых рыб, на сегодня 7–8 тонн.

Из истории приватизации известно, что в марте  1997 года решением межведомственной комиссии победителем тендера на 40-процентный пакет акций территориальной акционерной компании «Атыраубалык» была объявлена компания GAVEX AG (Швейцария). Она приобрела акции в результате снижения цены во втором туре  с 310 млн тенге до 150 млн тенге.Президент и владелец компании Евгений Чернов, занимавшийся экспортом черной икры из Казахстана с начала 90-х годов прошлого столетия, ранее имел 10%  акций компании «Атыраубалык». В итоге он стал обладателем контрольного пакета акций казахского флагмана рыбной промышленности.  Чернов предложил пять инвестиционных проектов развития «Атыраубалык», при этом инвестировав в течение трех лет $2,7 млн на завершение строительства промышленного холодильника, консервного цеха, введение в эксплуатацию ряда минитехнологий по переработке сельхозпродукции. Однако в результате интриг с квотами на вылов рыбы и производство икры, а также последствий борьбы за сферы влияния в этой отрасли г-н Чернов был вынужден отказаться от развития этого проекта. Компания перешла  в собственность  к другим лицам.

Основным акционером «Атыраубалык» с 2001 года  стал Brooklyn Group Consultants Inc., владеющий 88,16% акций предприятия. Другим юридическим лицам принадлежат 10,2% акций. Оставшиеся 1,61%  акций принадлежат свыше 2 тысячам физических лиц.

На протяжении всего периода существования деятельность компании характеризовалась как непрозрачная, закрытая и нетранспарентная. Информация о ее реальных владельцах по сей день неизвестна. Ходили слухи, что компания находилась в зоне интересов  и сферы влияния таких фигур, как Рахат Алиев, Тимур Кулибаев, Ахметжан Есимов и Имангали Тасмагамбетов. Объективная информация о финансовых показателях компании не раскрывается даже после комплексной проверки органами власти.

Шлейф скандалов

Если сделать ретроспек-тивный анализ, то за «Атыраубалык» тянется шлейф скандалов, сопровождаемых порой откровенно криминальными схемами  и аферами.

Несколько лет назад в США  партия икры под маркировкой «икра русского осетра» АО «Атыраубалык» была задержана в США службой охраны природы. Икра из партии больше соответствовала речному сибирскому осетру, а не полупроходному каспийскому русскому.

Еще один скандал был связан с покушением на  жизнь советника по безопасности президента компании  ОА «Атыраубалык»  Жайшылыка Каметова.  В результате обстрела его машины он был ранен. Тогда же стало известно, что в прошлом Каметов был начальником специального отдела управления по борьбе с организованной преступностью УВД. Затем был уволен из органов за превышение должностных полномочий. При приеме на работу в «Атыраубалык» данный факт учитывался менее всего.

Один  из самых громких скандалов произошел в бытность руководства Атырауской областью Имангали Тасмагамбетова. Как выяснилось, большая часть квот на вылов осетровых в Каспийском море и в реке Урал распределялась по весьма странной схеме. Так, весной 1998 года при лимите Казахстана на вылов осетровых в 550 тонн АО «Атыраубалык» получило право на вылов всего 115 тонн. Остальной объем достался многочисленным фирмам-посредникам из Алматы.

Заявление компании в Генпрокуратуру не было рассмотрено. Говорили, что это произошло не без вмешательства Джумалиева, возглавлявшего на тот момент Урало-Каспийское бассейновое управление. В августе ситуация повторилась, и вместо квоты на 120 тонн осетровых «Атыраубалык» получил квоту всего на 10 тонн. Возник большой скандал,  и 1999 году Ибрагим Джумалиев был вынужден покинуть свой пост.

Тогда же владельцы и главные инвесторы в лице Е.Чернова были вынуждены задуматься, а продолжать ли начатую инвестиционную программу дальше. Началось строительство холодильника на 2 тысячи тонн, цеха по выпуску томатной пасты, который обеспечил бы работой несколько производственных кооперативов, где предполагалось выращивание помидоров. Предполагалось привлечение кредита в 6–7 миллионов долларов на полное обновление консервного цеха. Эти планы в свое время были одобрены правительством в рамках инвестиционной программы.

В результате уже к 2001 году в АО «Атыраубалык» поменялся собственник. Именно тогда произошло монопольное доминирование «Атыраубалык» на рынке переработки и экспорта черной икры. Вся подноготная и истинные владельцы рыбного монополиста были известны Ибрагиму Джумалиеву, который был убит  при странных обстоятельствах в Москве в сентябре 2004 года. Погибший имел настоящие дипломатические документы, которые ему выдали в казахском посольстве по просьбе  Имангали Тасмагамбетова, занимавшего на тот момент пост главы администрации Нурсултана Назарбаева.

И, похоже, национализация «Атыраубалык» станет еще одной аферой в государственном масштабе.

Под флагом национализации

В 2006 году, будучи в рабочей поездке по Атырауской области, глава государства дал поручение ввести в Казахстане государственную монополию на производство и реализацию черной икры. В декабре 2006 года, будучи вице-премьером, Карим Масимов провел переговоры с акционерами АО «Атыраубалык», чтобы узнать, какую цену они хотят затребовать за акции завода. Обязанность выкупить акции была возложена на Комитет госимущества и приватизации РК. Независимый оценщик, нанятый Комитетом госимущества и приватизации Минфина,  оценил «Атыраубалык» по разным схемам оценки от 5 до 6,3 млрд тенге. Акционеров оценка госкомимущества тогда вполне устроила, но не устроила Минсельхоз, который посчитал, что за такие деньги можно построить с нуля новый завод, и не один.

Тем не менее, в апреле 2007 года премьер-министр РК Карим Масимов поручил правительству завершить работу по выкупу государством АО «Атыраубалык».

Процесс возвращения предприятия в лоно государства  был осложнен. В отношении компании  был возбужден ряд уголовных дел, имелся залог имущества в банке. Но правительство решило передать его в управление СПК «Каспий».

В мае 2008 года на совещании у вице-премьера Умирзака Шукеева глава СПК «Каспий» Болат Палымбетов заявил, что за указанные деньги можно построить новый рыбоперерабатывающий завод. Впрочем, здесь глава СПК слукавил. В реальности на эти средства можно построить не один и не два  завода.

В июне 2009 года  АО «Атыраубалык» комиссия из СПК «Каспий» объявила, что все представители основных акционеров из числа юридических лиц приняли коллективное решение «О безвозмездной передаче акций предприятия в пользу государства ввиду крайне неблагоприятного финансового состояния и объемов добычи осетровых». Однако  Атырауский регион это не подтвердил.

О чем молчит «Атыраубалык»

В ходе поездки в Атырау-скую область нам удалось встретиться с рядом лиц, которые так или иначе осведомлены о ситуации в компании. Также нам удалось ознакомиться с итогами проверки комиссии СПК «Каспий» по финансово-хозяйственной деятельности АО «Атыраубалык».

Она демонстрировала, что на балансе компании имеется 88 объектов недвижимости и 10 земельных участков. В качестве обеспечения  по кредитам перед АО «Банк развития Казахстана» АО «Атыраубалык» выставило в залог 65 объектов недвижимости и 3 земельных участка. Было выявлено, что 68 техсредств признаны негодными для эксплуатации, 33 требуют капитального ремонта. Списанию из-за аварийного состояния подлежат два икорно-плавательных завода, и один нуждается в капремонте.  Из 30 судов маломерного рыбфлота 13 не подлежат ремонту, а 17 требуют капитального ремонта. 100% буксирного флота нуждаются в доковом ремонте. Действующий льдозавод не обеспечивает и 50%-й потребности  компании, при этом нуждается в капитальном ремонте.  Все 10 грузоподъемных кранов подлежат замене. Требует демонтажа холодильная установка с аммиачным охлаждением… 1933 года постройки! В связи с наличием неутилизированного аммиака на старой холодильной установке в полузатонувшем плавсредстве реальная экологическая угроза нависает над рекой Урал.

По состоянию  на 1 апреля 2009 года АО «Атыраубалык» имеют задолженность перед «SAT&Company»  и другими организациями в сумме 1млрд  тенге, перед АО «БРК» – 302,8 млн тенге и т.д. В общей сложности  кредиторская задолженность АО «Атыраубалык» составляет 1,657 млрд тенге.

Между тем,  в июле 2004 года  финансовые показатели предприятия  позволяли рассчитывать на попадание в листинг «А». А это могло  позволить привлечь  необходимые денежные средства для реализации долгосрочных проектов. Понять аргументы топ-менеджеров АО «Атыраубалык» о вводе квот, о сокращении вылова осетровых и производства икры сложно, ведь другие рыбодобывающие предприятия, работающие даже на частике,  не бедствуют.

В этой связи встает вопрос: какая «крыша» мешала нашим доблестным депутатам парламента, чиновникам правительственных структур и правоохранительных органов обходить молчанием вопрос о принадлежности Атырауского рыбокомбината «Атыраубалык» и о том, куда уходили средства, полученные от продажи икры, рыбных полуфабрикатов и консервов на протяжении почти 10 лет? Уж не та ли, о которой говорят, как о земляке и бывшем акиме?Между тем, «Атыраубалык» являлся национальным брендом, флагманом рыбной промышленности Казахстана и обязан был выполнять свои и инвестиционные обязательства. Как известно, ранее акционеры АО «Атыраубалык», приобретая акции, представляли  инвестиционную программу по модернизации и расширению производства  рыбного комбината, в рамках которой и был привлечен займ в размере  5 млн долларов США сроком на 5 лет.

Как известно, основной держатель акций АО «Атыраубалык» с 2001 года – офшорная компания на Британских Виргинских островах «Brooklyn Group Consultants Inc.». А «SAT & Company» не раз кредитовала предприятие на различные суммы до 4 миллионов долларов. Позиция владельцев компании была основана на том, чтобы не дать переложить банковские долги с АО «Атыраубалык» на держателей контрольного пакета акций.

Казалось бы, с чего такая отеческая забота? По данным ряда СМИ, компания «Brooklyn Group Consultants Inc.» аффилирована с компанией АО «SAT&Company», председателем правления которой является зять Имангали Тасмагамбетова Кенес Ракишев, которому принадлежит контрольный пакет акций (53,44%).

АО «SAT & Company» с АО «Атыраубалык» только в 2006 году совершили три сделки. Так, 9 сентября 2006 года  «Атыраубалык» получил от «SAT & Company» временную финансовую помощь в размере 18  млн тенге. 26 числа этого же месяца компания под руководством К.Ракишева предоставила АО «АТФ Банк» гарантии за АО «Атырау Балык» на 140  млн тенге. И уже 27 октября  «SAT & Company» оказало АО «Аты­рау­балык» временную финансовую помощь в размере 1 млрд  тенге.

Кому это надо?

Не снимая вины за хищническую политику с топ-менеджмента компании, надо сказать, что АО «Атырау­балык» «пришел» к национализации не только «благодаря» неэффективному управлению, но и влиянию правительственных чиновников.

В прошлом году Генпрокуратура информировала правительство, что основной акционер якобы готов передать безвозмездно свои акции государству. Однако не через акимат Атырауской области. Акимат отказывался. Но правительством по инициативе Генпрокуратуры  это поручение  было дано акимату повторно.

На сегодня в борьбу за влияние в этом сегменте экономики страны активно включились три группировки. Одна из них, как утверждают атырауские работники акимата и ветераны рыбной промышленности, представлена «Brooklyn Group Consultants Inc.», за которой, по некоторым источникам, маячит спина столичного градоначальника Имангали Тасмагамбетова и его зятя Кенеса Ракишева. Вторая группа представлена, по словам наших атырауских источников, нынешним руководством Атырауской области, негласный патронаж которой якобы принадлежит Аслану Мусину, нынешнему руководителю администрации президента Назарбаева. И третья группа, по их мнению, представлена влиятельными лицами из команды Умирзака Шукеева.

Действующее законодательство страны позволяло принять акимату Атырауской области в коммунальную собственность акции компании АО «Атыраубалык». При этом наш источник из «Атыраубалык», попросивший не называть его имени, указывает, что рассматривались два варианта. В первом случае акции  возмездно или безвозмездно должны были быть приобретены у основных акционеров акиматом области и перейти в коммунальную собственность. После этого они были бы переданы в качестве уставного фонда действующему, либо вновь создаваемому юрлицу. В этом случае акимат Атырауской области являлся бы крупным акционером предприятия. Но тогда возникла бы проблема  субъекта госмонополии. Кстати, этот вариант более всего устраивал Бергея Рыскалиева, нынешнего акима Атырауской области, однако при условии обязательного и самостоятельного выполнения принятых на себя АО «Атыраубалык» обязательств перед АО «Банк развития Казахстана».

Второй вариант предполагал приобретение имущества АО «Атыраубалык»  в ходе процедуры банкротства. При этом правительство якобы издало бы постановление об особых условиях и порядке реализации имущества и акций АО «Атыраубалык».  Имущество было бы приобретено коммунальным госпредприятием, созданным акиматом Атырауской области.

Но вариант безвозмездной передачи акций совершенно не устраивает реальных владельцев контрольного пакета акций «Атыраубалык», основным акционером которого является «Brooklyn Group Consultants Inc.». Об этом, кстати, представители АО «Атыраубалык» не преминули заявить на прошедшем  в конце апреля этого года совещании в акимате Атырауской области, впрочем, как и о том, что они против передачи имущества и акций в доверительное управление субъекту государственной монополии.

И теперь акимату для выполнения данного правительством поручения необходимо выкупить акции и кредитные обязательства «Атыраубалык», причем по ценам, которые обозначат акционеры. А это, по последним расчетам, от 3,7 до 4 млрд тенге, или около 27 млн долларов.

Если учесть, что в настоящее время  объем добычи осетровых видов рыб снизился до минимума, то для их переработки, по оценке атырауских специалистов, достаточно  построить завод стоимостью  до 2 млн  долларов. В том  числе возможно погашение кредиторской задолженности в сумме 1,657 млрд тенге и приобретение нового оборудования ориентировочно на сумму 2 млрд тенге. При всем при этом надо учитывать  то, что имущество рыбокомбината физически и морально устарело, так как было построено и приобретено  в 30–40-х годах прошлого века.

Однако правительственным лобби совершенно игнорируется вариант строительства нового производственного комплекса по добыче и переработке рыбы.

Насколько актуален вопрос о выкупе 100% акций «Атыраубалык», если предстоит введение государственной монополии на этот вид деятельности и возможное введение полного запрета на улов осетровых?

В последнее время вылов осетровых у Казахстана незначительный. Так, национальная квота на ловлю осетровых в 2009 году составила 182,5 тонн, на экспорт черной икры – 13 270 кг. Как видим, овчинка выделки не стоит.  Тем не менее, у правительственных чиновников, лоббирующих вариант национализации  предприятия с последующей модернизацией, видимо, на сей счет свои планы.  В кулуарах правительства ходит информация о том, что люди из команды первого вице-премьера Шукеева ведут АО «Атыраубалык» к национализации с целью его последующего финансового насыщения  за счет бюджетных средств и последующей продажи в частные руки. При этом, чтобы безболезненно решить вопрос с главными акционерами, ими продавливается вопрос о погашении задолженности перед «SAT & Company» в сумме более 1 млрд тенге за счет выделения бюджетных средств. Способности наших чиновников извращать поручение главы государства стоит только удивляться.

После вступления в силу нормы закона о госмонополии добыча, экспорт и оптовая торговля осетровыми и черной икрой будут осуществляться исключительно госпредприятием в пределах лимитов, утвержденных правительством. А если добыча осетровых будет осуществляеться только  для воспроизводства рыб  и научных целей, о чем, кстати,  Министерство сельского хозяйства в настоящее время хлопочет перед правительством, то каков смысл национализации и «накачки» бюджетными деньгами АО «Атыраубалык»? При этом не надо сбрасывать со счетов то, что министерство продолжает продвигать предложение Казахстана о введении моратория на вылов осетровых в Каспийском море на 10–15 лет. Тогда целесообразность выкупа «Атыраубалык» в государственную собственность, да еще за  4 млрд тенге,  вообще сводится к нулю. Спрашивается, зачем тогда государству выкупать заведомо убыточное хозяйство? Кому это надо? И почему само АО «Атыраубалык» на сей счет хранит молчание?

Тамара ШАМЕТОВА,

спецкор,
«D»

Республиканский еженедельник онлайн