ПЛЕТЕНЬЕ ЧЕПУХИ (ТЕТРАДЬ ВОСЬМАЯ)

Герольд БЕЛГЕР:

Перебрал в памяти ряд крупных государственных деятелей разных времен. Пришел к выводу: руководить государством непросто, но значительно сложнее управлять своей семьей. Большинство правителей по этой части оказывалось далеко не на высоте. Какая тут связь? Какая закономерность? Мы утверждаем: семья – маленькая государственная ячейка. Получается парадокс: государством правитель управляет, а управлением семьей на справляется. Или так Бог распоряжается? В насмешку? Странно… Какой авторитет у правителя, если он не в состоянии держать в порядке собственный очаг?

*  *  *

Строки Евгения Евтушенко: – Поэт – политик поневоле. Он тот, кто руку подал боли.

Большинство наших доморощенных поэтов так не думает. Они стоят с протянутой рукой в надежде, что что-нибудь да перепадет от власти.

*  *  *

Евгений Лукин:

– И я бы стал лохмат и генилен,

Женясь на баронессе фон Вестфален.

Действительно, так: и жену баронессу фон Вестфален, и друга Фридриха Энгельса Карл Маркс использовал на всю катушку ради «Капитала».

*  *  *

Танцит говорил: «Редкое счастье говорить то, что думаешь». Изредка такое счастье и меня посещает.

*  *  *

Шикарные фразы Тамары Клейман:

– Политики ходят в народ только по большой нужде.

– Большинство российских граждан на 40% состоят из водки.

*  *  *

Альбер Камю: «У тех, кто пишет ясно, есть читатели, а у тех, кто пишет темно, – комментаторы».

*  *  *

Цензуры нет, а книга «Лакшин и Солженицын» не может выйти в свет уже несколько лет.

*  *  *

Семь смертных грехов: гордыня, зависть, чревоугодие, похоть, гнев, алчность, уныние. Первые шесть мне от природы не свойственны, а унынию я иногда подвержен. Но с годами я мудрею, и, видно, одолею и эту слабость, выработав в себе казахский канагат за счастье лицезреть белый свет.

*  *  *

Странное, двойственное, порою скользкое впечатление оставляет книга Владимира Бушина «Живые и мертвые классики» (М., «Алгоритм», 2007). Автор – критик, публицист, поэт (1924 г.р.), активно печатающийся в патриотических российских изданиях «День», «Завтра», «Советская Россия», «Правда», «Патриот», по всему видать, человек ершистый, задиристый, «правдолюб», обличитель и разоблачитель, яростный борец и дискутант-полемист с инакомыслящими, размахивает зубодробительной дубиной налево и направо. Он с саркастическим упоением развенчивает крупных, именитых политиков, писателей, поэтов, деятелей культуры: Горбачев, Ельцин, Яковлев, Шеварднадзе, Козырев, Швыдкой («карлики», «предатели», «сексоты»), Солженицын («антисоветчик №1», «Архипелагщик», «Бронированный», «Громоздила»), Сорокин («Сороконожка», «корифей»), Сванидзе-Новодворская (Орда), Путин («гипотетический читатель Фета», «ходец по ковровым дорожкам, ведущим в синагогу»), Грызлов («знаток марксизма»), Миронов («гениальный даже по внешнему облику»), В. Матвиенко («манекенщица»), Наталья Дмитриевна Солженицына («Мадам», «американская помещица», «американская Салтычиха»), Белла Ахмадуллина («Одинокая Флейта», «Страдалица», «бедняжка», «Мэрилин Монро», «широко известная в узких кругах»), Аксенов («милый Вася», «профессор»), Евтушенко, Вознесенский, Битов, Искандер, Ерофеев, Зиновьев, Эльдар Рязанов («Эльдар Эльдарович», «Эльдар Тартюфович»), Войнович, Слуцкий, Бортко, Пастернак, Жуховицкий, Булгаков, Бакланов, Сарнов, Зализняк, Струве, Моисеев, Чубайс, Кириенко, Лукин, Архипов, Бондарев… нет, остановлюсь, всех перечислить нет мочи, всем-всем достается от Бушина на орехи, всем выдает по первое число, у всех находит такие грехи, что волосы дыбом, и такими ярлыками-прозвищами награждает своих оппонентов, что, читая, только рот разинешь. Хлестко, размашисто, безоглядно. И все-то он знает, со многими лично знаком, с одними учился в Литинституте, с другими на дружеской ноге. Он подробно расписывает, сколько было любовников и мужей у Лили Брик с 15-летнего возраста, сколько раз выходила замуж Белла Ахмадулина, от чьей жены к кому ушел Аксенов, сколько у кого разных грешков, кому когда сколько дали орденов, званий, премий и кто на сколько «тянет». И весь этот компромат он выливает на голову читателя ушатами, черпая его из известных источников и неизвестных досье. Тираж книги 4 тысячи. Впечатление такое, что в российской политике, литературе, искусстве – сплошная грязь, гнусь, низость, фальшь, ложь, распутство, фарисейство, подлость, беспринципность, двурушничество, продажность, мразь, гадость.

На своем веку я убедился: человек – грешное существо; политики, писатели, деятели искусства – далеко не ангелы; к большим личностям липнет много грязи. Но с какой стати Владимир Бушин взял на себя роль высшего судьи и главного обвинителя-прокурора, право судить-рядить всех подряд, неужели он считает себя единственным правдолюбцем, защитником Советской власти, носителем сталинских идеалов, твердокаменным коммунистом и идейно стойким борцом за все святое на Руси?

Нужна ли такая книга? Нужно ли так раздевать, обнажать всех и вся? Не односторонне ли все это? Не скользко ли?

Мне, например, тоже извес­тны немалые слабости наших доморощенных политиков и писателей, среди которых вращаюсь долгие годы, однако я стараюсь больше говорить об их достойных человеческих качествах и заслугах, а не об их грешках – мнимых и явных, не о том, кто с кем, когда и как, каким образом и с какой целью. Если пойти исключительно по пути тотального разоблачения, то немудрено и свихнуться. В поисках правды можно вляпаться в болото лжи. Разоблачительный пафос может очень легко увести со столбовой дороги бытия в дебри житейской возни. По-моему, Бушин и впал в этот грех.

Ироничные мысли

Узнаете ли вы своего начальника?

Он руководствуется принципом: «Всем правит случай» и стремится ближе познакомиться с тем, кто правит этим случаем.

*  *  *

Он не боится виселицы, потому что «безголовый».

*  *  *

Он восхищается умом и здравомыслием тех, кто приходит к нему за советом.

*  *  *

Он встает рано утром, но не перестает спать весь рабочий день.

*  *  *

Он всегда приписывает судьбе все свои несчастья – ни одного своего успеха.

*  *  *

Он всегда уверен в том, чего не понимает.

*  *  *

Он находится за чертой бедности, но по другую ее сторону.

*  *  *

Он гоняется за новым имиджем, не зная, что делать со старым.

*  *  *

Он, находясь сам в безопасности, любит следить за опасностями, угрожающими другим.

*  *  *

Он стал говорить от имени Господа, не имея от него верительных грамот.

*  *  *

Он смело высказывает взгляды своего патрона.

*  *  *

Он пытается преодолеть пропасть в два прыжка.

*  *  *

Он от скудости своего ума старается воспитать других похожими на себя.

*  *  *

Он желает быть рядом с Всевышним и в то же время по-рабски преклоняется перед похвалой лизоблюдов.

*  *  *

Он сначала завизирует, потом импровизирует.

*  *  *

Он остается хамом, даже когда извиняется.

*  *  *

Он назначает виноватых.

*  *  *

Он находит вещи раньше, чем люди успевают их потерять.

*  *  *

Он использует одни железные дороги для воровства, а другие – для передвижения.

*  *  *

Он готов сидеть целую вечность на берегу реки, чтобы увидеть проплывающий труп своего врага.

*  *  *

Он хочет жить дольше и часто.

*  *  *

Он имеет диплом высшего образования, но без среднего.

*  *  *

Он, чтобы долго сидеть в своем кресле, ищет способ перенесения даты своей смерти.

*  *  *

Он любит повторять: «Если возникает критическая ситуация, будите меня в любое время дня и ночи, даже если я нахожусь на важном совещании».

*  *  *

Он хочет видеть результаты своего труда немедленно, но, тем не менее, не хочет идти в сапожники.

*  *  *

Он всегда видит две точки зрения на каждую проблему: неправильную и свою.

*  *  *

Он после повышения в должности начал повышать и голос.

*  *  *

Он пытается изменить других, но никак не хочет начинать с себя.

*  *  *

Он любит измену, но не изменников.

Амангельды КЕРИМТАЕВ,

г. Аягоз

Республиканский еженедельник онлайн