Прокурор «ЗАКАЗАЛ» восемь лет

anarmesheВчера, когда номер готовился в печать, в Есильском райсуде № 2 начались прения по делу Анары Мешимбаевой. Представитель государственного обвинения прокурор Даурен Ашимов просил суд приговорить экс-главу Статагентства РК к 8 годам лишения свободы с содержанием в колонии общего режима, с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности сроком до 5 лет. Как смягчающие обстоятельства он назвал положительную характеристику подсудимой, то, что она ранее не судима и имеет на иждивении дочь.

Речь гособвинителя Анар Мешимбаева выслушала невозмутимо.

Выступление в прениях адвоката подсудимой Ботагоз Бейсембаева до обеденного перерыва заняло ровно полтора часа. На выступлении своего оппонента она не оставила камня на камне. Если не сказать больше: хладнокровно в пух и прах, пункт за пунктом буквально свела на нет обвинительное заключение и речь гособвинителя. Один из ее выводов: на скамье подсудимых сегодня рядом с моей подзащитной должен был сидеть Шокаманов (бывший ответственный секретарь Агентств по статистике РК – Ред.), который обладал всеми полномочиями, все подписано им, а не Мешимбаевой, но который написал заявление в финансовую полицию. Слушая блестящую речь защитника, подумала: как жалко, что в зале суда не оказалось следователей финполиции, ведь это был бы для них настоящий мастер-класс. Впрочем, подробности этой «битвы титанов» – позже.

Буквально перед отправкой этого номера в печать стало известно: во второй половине дня адвокат завершила выступление в прениях, с последним словом успела выступить и Анара Мешимбаева.

Приговор будет оглашен в пятницу, 14 февраля, в 17 часов. Что бы значил столь «скоропостижный» тайм-аут для вынесения приговора в столь сложном деле? Или клише уже готово?

Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»

Из зала… куда?

Анар МЕШИМБАЕВА: Я могу поклясться на любой священной книге…

В понедельник, 10 февраля, должны были состояться прения сторон в судебном процессе по уголовному делу в отношении экс-главы Агентства по статистике РК Анары Мешимбаевой в Есильском районном суде г. Астаны.

Но поскольку представитель государственного обвинения, прокурор Даурен Ашимов попросил взять тайм-аут для тщательной подготовки к прениям ввиду сложности рассматриваемого дела и необходимости полного исследования документов, председательствующая на процессе судья Акмарал Исаева объявила перерыв до среды, 12 февраля.

Наблюдая за «делом статистиков» с самого начала, да и за предшествовавшими ему «делами» Кулекеева, экологов, публикациями в отечественных, принадлежащих провластно-олигархическим структурам СМИ, всегда думаю: что в нашей стране может быть удивительней человеческого горя?

Наверное – счастье. Хотя понятие счастья у нас тоже эфемерно. Сейчас оно есть – завтра нет. Но самое грустное (по крайней мере – для меня) в том, что чем дальше, тем более убеждаюсь, в Казахстане, как и в России, кроме двух бед – дураков и дорог, есть еще одна: в нашей стране, в отличие от современной России, перестали удивляться чужому горю и, как следствие, – уметь сострадать.

Эликсиром надежды в судьбе находящейся на скамье подсудимых Анары Мешимбаевой стало «Письмо поддержки», адресованное лично президенту РК Нурсултану Назарбаеву, руководителю Администрации главы государства и судебным органам Казахстана бывшими и нынешними руководителями Европейской экономической комиссии при ООН, советниками по статистике этой организации, председателем Международной ассоциации официальной статистики и множеством официальных лиц, занимавших и занимающих ответственные посты в Еврокомиссии при ООН по официальной статистике.

Оговорюсь: в первом репортаже из зала суда, опубликованном в нашей газете 5.12.2013 года, я писала: «Скромно притулились где-то возле двери отец Анары Мешимбаевой да с ним человека три. Кажется, родственники или друзья отца». Так вот, один из них был мало похож на друга отца подсудимой, тем более – на родственника: человек с европейским «черепком» головы. Тогда, 4 декабря, выйдя из зала суда, поинтересовалась у этого человека, кто он есть. Скромно умолчал. Так же скромно, прислонясь к дверному косяку (свободных мест в зале не было), он находился в зале суда и на следующем заседании. Мои подозрения относительно его «черепка» подтвердились. Как выяснилось в понедельник, это был не кто иной, как бывший региональный советник по статистике Европейской экономической комиссии при ООН в 2006-2009 годах. В то время он непосредственно работал с Анарой Мешимбаевой.

А теперь к сути «Письма поддержки». Процитирую его с незначительными сокращениями и без комментариев.

«Мы направляем это письмо в поддержку доктора Анары Мешимбаевой, бывшего главного статиста Республики Казахстан.

Так как события, описанные в данном письме поддержки, относятся к лицам, работавшим во главе статистического агентства Республики Казахстана, письмо также подчеркивает необходимость соблюдать фундаментальные принципы официальной статистики ООН, принципы Европейской комиссии по статистике при ООН… . Так как РК является членом ООН, Европейской комиссии, ООН вправе ожидать от Казахстана соблюдения этих фундаментальных принципов. В их числе право невмешательства политических органов в работу статистического агентства Республики при отсутствии каких-либо угроз или давления на работников статистики, особенно занимающих руководящие посты.

Под руководством доктора Мешимбаевой в 2007-2009 году была начата работа по глубокому реформированию и обновлению национальной системы статистики. Под ее руководством модернизация статистического агентства достигла хорошего разреза, как это отмечалось в … оценке Национальной статистической системы в 2009 году региональными комиссиями ООН.

Перепись населения 2009 года была проведена успешно, и нужно также отметить хорошую трудовую атмосферу, царившей в статистическом агентстве.

К сожалению, этот успешный, ориентированный на будущее развитие, процесс глубокой модернизации и обновления был прерван весьма странным и искусственным, на наш взгляд, обвинением, что главное руководство Агентства якобы использовало огромные государственные ресурсы для своего собственного обогащения.

Весной 2009 года были арестованы, затем посажены в тюрьму по этим обвинениям два заместителя председателя Агентства. Это было сделано после нескольких весьма странных обвинений, направленных против занимавших ответственные должности в Статистическом агентстве.

Тем не менее, в течение 6-месячного процесса, прошедшего в 2010 году, предъявленные обвинения не были поддержаны доказательствами. На это указывают фактические доказательства, заявления и результаты судебных перекрестных допросов десятков свидетелей в суде. Судебные записи доступны всем в интернете и, если с ними ознакомиться, выводом становится то, что обвинения против работников Агентства сфабрикованы и фальшивы и не доказаны фактами.

Под угрозой попасть в тюрьму главный статистик Мешимбаева покинула страну в Турцию, затем в Москву. В этом городе вела тихую, скромную жизнь, … не переставала при этом надеяться на то, что обвинения против нее будут аннулированы компетентными органами Казахстана.

Новый оборот дело приобрело в феврале 2013 года, когда доктор Мешимбаева была арестована российскими властями, обвиненная в нелегальной эмиграции. Под арестом она содержалась в Москве в течение 7 месяцев, затем была экстрадирована в Казахстан. Учитывая время, проведенное в изгнании, ее незаслуженные страдания продолжаются уже больше 4 лет.

Несмотря на тот факт, что она честный, порядочный человек, а также прекрасный специалист в области экономики, статистики и реорганизации устарелых административных структур, она продолжает подвергаться незаслуженному наказанию, теперь уже ожидая судебного разбирательства, находясь в тюрьме в Астане.

Доктор Мешимбаева получила международную известность благодаря своим способностям к модернизации и обновлению государственного органа в эффективную функционирующую структуру, предоставляющую услуги и ориентированную на пользователя. Она участвовала в Международной программе «Лидер» и многочисленных программах, направленных на модернизацию государственных структур в странах с переходной экономикой.

Обвинительные меры, направленные против занимавших руководящие посты в Статистическом агентстве лиц, и широкая реклама со стороны обвиняющих органов уже принесли Казахстану много негативной известности, серьезные задержки в модернизации официальной статистики страны и множество проблем и страданий лично г-же Мешимбаевой.

По выше изложенным причинам направляем это письмо поддержки Вам с призывом найти справедливые решения, которые, по нашему мнению, должны учитывать следующее:

Необходимость освобождения из заключения доктора Мешимбаевой и дать ей, как любому казахстанскому гражданину, возможность доказывать свою невиновность в суде…; .

Надуманные, … или ложные доказательства, необоснованные заключения не должны быть использованы при принятии решения суда. Порочащая кампания против доктора Мешимбаевой в казахстанских СМИ построена на ложных обвинениях и некорректных фактах, не должна повлиять на принимаемое решение».

Адвокат Анары Мешимбаевой Ботагоз Бейсембаева также озвучила обращение к президенту Назарбаеву, подписанное 74 представителями международной общественности, в том числе Великобритании, России, Хорватии, Словении, других европейских и исламских государств. Все они представляют общественные организации, научное и бизнес сообщества и органы государственного управления и содействуют формированию лидерства в устойчивом развитии общества на глобальном и местном уровне.

«… права г-жи Мешимбаевой на беспристрастный суд явно нарушаются. Очевидно, что Мешимбаева не представляет угрозу национальной безопасности, тем не менее содержится в тюрьме много месяцев до признания ее виновной или невиновной. С дочерью они разлучены со дня ареста, не было предоставлено свидания или хотя бы возможность говорить по телефону.

… Мы считаем дело Мешимбаевой … показательным, надеемся на то, что суд над нашей коллегой будет беспристрастным и честным», – говорится в их обращении.

Я не случайно выше сказала о дефиците сострадания в казахстанском обществе и государстве. Оба процитированные письма, на мой взгляд, пронизаны, прежде всего, призывом к человеческому состраданию и верховенству ПРАВОСУДИЯ. Что чрезвычайно показательно.

Точно так же, как и поведение самой подсудимой в течение всего судебного вершилища над ней. Она, как тигрица защищает своих детенышей, сама находясь за решеткой, защищала не столь себя, сколь своих заместителей – Нурмана Баянова и Бирлика Мендыбаева, судебным приговором осужденных на долгие сроки заключения.

«Я сказала: не переживайте, мы не отвечаем за субподрядчиков. Я уверена в своих замах. Мендыбаев вообще отношения к конкурсу не имел. … Меня очень интересует, кто организовал. Есть банковская тайна. Ни я, ни Баянов, ни Мендыбаев не знали, что были субподряды, что было обналичивание денег. 25 февраля начинается перепись, 27 февраля появилось это заявление, начинается следствие – хорошо, что еще перепись не сорвали… Я могу поклясться на любой Конституции, на любой Священной книге – ни я, ни Баянов, ни Мендыбаев – мы не знали ни про субподряды, ни про обналичивание денег… Тут стояли Жульдиков, Царегородцев – в жизни их не видела.

Я бизнесом никогда не занималась. У меня мышление государственное, я всегда работала на госслужбе. … Никуда я уезжать не хотела. Они (Баянов и Мендыбаев – Ред.) ничего не украли. … В законе о госзакупках … написано: за расчеты с субподрядчиками отвечает исполнитель, а не заказчик. Здесь должна стоять не я. Здесь должны стоять те, кто обналичивал деньги, занижал договор, чтобы снизить налогооблагаемую базу… Ни я, ни два моих зама не сделали ничего плохого, зато сделали массу хорошего, в том числе отлично провели перепись… Туркестанская перепись тоже прошла отлично. Благодаря не Шокаманову, а благодаря Мендыбаеву. Мне важно, … чтобы мои замы в тюрьме не сидели», – говорила Анар Мешимбаева, отвечая на вопрос судьи.

И кстати, о своем возможном заключении в тюрьме она промолчала…

Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»

Республиканский еженедельник онлайн