СМОТРИТЕ, КТО НЕ УХОДИЛ

С уверенностью можно сказать, что русская поговорка «В одну и ту же реку не входят дважды», в Казахстане не актуальна. Примеры возвращения на круги своя мы видим и по министру здравоохранения Жаксылыку Доскалиеву и по министру обороны Мухтару Алтынбаеву, а также и по другим.

Позавчера, 23 августа, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назначил председателем Комитета национальной безопасности 63-летнего генерал-майора Нуртая Абыкаева. До этого он занимал маловразумительную для «серого кардинала» должность 1-го замминистра иностранных дел. А перед этим вообще побывал в почетной ссылке послом Казахстана в России.

Примечательно, что нового председателя коллективу КНБ представил руководитель администрации президента Аслан Мусин, а не сам глава государства. Хотя, например, кандидатуру предпредпоследнего главного чекиста Амангельды Шабдарбаева Назарбаев лично предлагал сенату. А теперь, что, вновь поменялись законы и не надо больше спрашивать, пусть и формального, но согласия верхней палаты?

Удивительно, что никто из наблюдателей и не предполагал, что верный назарбаевец будет вытащен из политического небытия и вновь станет одной из влиятельнейших персон в истеблишменте. Хоть Нуртая Абыкаевича и называли «серым кардиналом», но в последнее время оказалось, что по ряду причин его позиции сильно пошатнулись и «старой гвардии» молодежь наступает на пятки, а в некоторых случаях чуть ли не подметки на ходу рвет.

В конце прошлого века  Абыкаев уже занимал эту должность, но ему пришлось с треском уйти после скандала вокруг попытки властей Казахстана продать Северной Корее партию истребителей МиГ-21. Через некоторое время он занял должность первого заместителя министра иностранных дел. Потом он работал руководителем Администрации президента Казахстана, был председателем сената парламента. Но и с поста спикера ему пришлось уйти после очередного скандала, разгоревшегося вокруг убийства оппозиционера Алтынбека Сарсенбаева в феврале 2006 года.  Во время председательствования Абыкаева в сенате его подчиненный – руководитель аппарата палаты – Ержан Утембаев был приговорен к двадцати годам тюремного заключения за организацию убийства Алтынбека Сарсенбаева. Активисты оппозиции тогда заявили, что Утембаев всего лишь «козел отпущения», а организаторами убийства они называли других высокопоставленных лиц, в том числе Нуртая Абыкаева.

Также занимательна еще одна деталь. Во всех справочниках пишут, что Нуртай Абыкаев возглавлял КНБ с сентября 1998 по август 1999 года. Однако сам Нуртай Абыкаевич в интервью российскому журналу «Дипломат» сказал: «В 1999–2000 годах мне довелось возглавить Комитет национальной безопасности». Что это, вялотекущая амнезия или же он так запутался в своих должностях, что для него уже не имеет принципиального значения целый год жизни?

Когда назначали предшественника Абыкаева Адиля Шаяхметова, мы писали, что он проходная фигура, призванная на тот момент утихомирить «враждующие» стороны в лице других силовых структур в «войнушке» между собой. Похоже, с этой среднесрочной задачей он справился, и теперь пришла пора проверенного временем и бизнесом соратника из «старой гвардии» для более серьезных дел. Такие назначения обычно происходят в преддверии событий, способных решительно поменять расклад сил во власти или же событий, в которые народ должен поверить, что они неизбежны. Это могут быть и очередные досрочные выборы (а других у нас и не бывает) в мажилис в следующем году, и обоснование безальтернативности фигуры Назарбаева, и отмена президентской электоральной кампании с последующим «волеизъявлением» населения. Да мало ли чего может случиться в нашем непредсказуемом в политико-экономическом плане государстве.

Пока же ясно одно. «Скамейка запасных» сузилась до такого предела, что каждый на ней сидящий так подпирает локтями другого, что иной вот-вот готов свалиться с нее.

Можно также предположить, что после объявления о правоохранительной реформе президент хочет подстраховаться и, помимо Совбеза, «смотрящим» за изменениями ставит преданнейшего человека, который своей внешней отстраненностью от межклановых и межродовых склок, угрюмым выражением лица сможет удержать в этот период потенциальные сепаратистские настроения в высшей чиновничьей элите. Той просто хватит мрачной улыбки Нуртая Абыкаева, чтобы понять, что они делают не так, тем более что новая старая должность и доверие патрона дают ему это право.

Также интересно, а не придет ли вслед за ним в КНБ его сын Сергей, посол РК в Греции, который несколько лет занимает эту должность, нарушая закон о госслужбе, в котором сказано, что близкий родственник не может находиться в подчинении у другого близкого родственника. Но это так, к слову. Мы же знаем, что у НИХ свои законы.

Алмата АЗАДИ,

[email protected]

Республиканский еженедельник онлайн