ЗДРАВСТВУЙ, УЖАС!

Наверняка 2 июля судья Ерлан Тасыров, председательствующий на громком процессе по уголовному делу статистиков в суде №2 Есильского района г. Астаны, уже объявит свой вердикт в отношении учредителя ТОО «Фирма «Киік» Серика Туржанова и экс-заместителей председателя Агентства по статитстике Нурмана Баянова и Бирлика Мендыбаева.

Если принять во внимание то, что процесс длился ровно пять месяцев, а свое послед­нее слово подсудимые сказали только 28 июня, то это решение судьи привело участников процесса в некоторое замешательство. Для оглашения приговора в отношении предыдущего громкого процесса по делу экологов, помнится, г-н Тасыров брал тайм-аут на две недели. Но это к слову.

Никто из подсудимых не признал свою вину ни по одной статье инкриминируемых им обвинений. Их адвокаты категорически не согласны с позицией предварительного следствия и государственного обвинения. По мнению подсудимых и их защитников, все обвинение строится на домыслах, предположениях – и никаких четко аргументированных доказательств. «Детективный роман следователя в виде обвинительного заключения … – это полнейший бред, и юридическим документом его назвать не поворачивается язык», – сказала в своем выступлении в прениях адвокат Бирлика Мендыбаева Ирина Осокина. Она же вывела резюме: «Донцова пусть отдыхает».

«Я так и не понял, что я нарушил. Что я украл? Все работы согласовывались и утверждались с правительством, членами республиканской комиссии по содействию переписи. Как я, будучи зампредом стат­агентства, занимавшим политическую должность и являющимся исполняющим лицом, мог усомниться в своем руководстве?

Ни одного доказательства не только органами предварительного следствия, но и обвинения не добыто. В материалах следствия изобилуют фразы: «при неустановленных следствием обстоятельствах» Шмерлинг якобы договорился с Мешимбаевой; «при неустановленных следствием обстоятельствах» Мешимбаева договорилась с Баяновым и Мендыбаевым и т.д. Спрашивается, где факты, неужели только вот эта фраза – «при неустановленных следствием обстоятельствах» – служит основанием, чтобы обвинить людей и дать им срок? За что? Где те деньги, которые якобы растрачены? Где те люди, которые якобы использовали эти деньги?» – это цитата из последнего слова Нурмана Баянова, красноречиво иллюстрирующая, что в искусстве сочинять «детективные романы» нашим органам следствия нет равных.

«Я до сих пор не пойму, что мне надо было сделать такого, чтобы не попасть на скамью подсудимых? К сожалению, никто из поставщиков в свое время не смог предложить версию бланков лучше той, которая была разработана в недрах агентства. Ну, и слава богу, агентство не понесло никаких затрат, только наработало опыт. Поставщик не умер от перенапряжения. Время на согласование было сэкономлено, сроки все выдержаны. Так что мне надо было сделать? В чем моя корысть и неправомерные действия?» – это уже цитата из выступления Бирлика Мендыбаева.

Наверняка, чтобы не попасть на скамью подсудимых, ему надо было последовать примеру ответственного секретаря АС Юрия Шокаманова. По показаниям на предварительном следствии экс-председателя АС Анары Мешимбаевой, что подтвердили в суде и многочисленные свидетели, ответсек самоустранился от исполнения своих прямых обязанностей, что вызвало конфликт между ним и председателем агентства. Зато на процессе Шокаманов выступает в качестве потерпевшей стороны.

27 томов «наскребло» предварительное следствие по делу АО «Национальная компания «Казкосмос», по которому единственным фигурантом проходит экс-председатель правления АО Серик Туржанов.

«В тот момент, когда мне предъявили обвинения по делам акционерного общества «Казкосмос» и по той тяжкой статье, меня охватил ужас. Для меня самым страшным обвинением прозвучало то, что все мои действия, мои намерения, направленные на исполнение поручения своего учредителя, то есть государства, все мои старания исполнить в срок и надлежащим образом – все это было названо одним страшным словом – «совершил преступления».

Передо мной государство, правительство ставило задачу вывести космическую программу на мировой уровень. И мы разработали программу развития космической деятельности до 2020 года. Это было сделано нашей командой, доложено главе государства. И  сегодня Казахстан живет по этой программе развития космоса… Сегодня в стране создается самый страшный прецедент – обвинение невинных», – считает Серик Туржанов.

Этот прецедент адвокат Ирина Осокина назвала иначе – «Здравствуй, ужас!».

Ужас в том, что, как следует из материалов уголовного дела, истинные виновные в хищении бюджетных денег на свободе. Это гражданин России Шмерлинг, гендиректор ТОО «ЭкспрессСтройНС» Царегородцев, учредитель ТОО «МакЦентр Казахстан» Амирханов, некто Жульдиков, Устинов и другие. Те, кто, не брезгуя ничем, чтобы получить свою маржу, обналичивали через лжепредприятия бюджетные деньги.

Ужас и в том, что орган следствия – финансовая полиция, зная обо всем этом, отпустила их восвояси. Козлами отпущения стали те, кто сегодня ждет приговора.

Жумабике ЖУНУСОВА,

«D»

 

Республиканский еженедельник онлайн