ПОЧЕМУ МОЛЧИТ прокуратура?

На прошлой неделе правительственная комиссия озвучила предварительные выводы причин авиакатастрофы пассажирского самолета Fokker-100 компании Bek Air. При этом вместе с получением некоторых ответов появились новые вопросы, в том числе и контролирующим организациям. Это относится, как к профильным ведомствам, так к надзорному органу в лице транспортной прокуратуры. Понесут ли ответственность и те, кто «не доглядел»? Этим вопросом задаемся не только мы.

За слова не ответил

После публикации развернутого материала относительно деятельности компании «Бек Эйр» и ее явного желания уйти от наказания, в редакцию «DAT» стали обращаться граждане, выражая свое возмущение и рассказывая частные истории о «БЭ». Особо нас заинтересовало письмо, подписанное тремя жителями столицы, прямым образом касающееся трагедии 27 декабря. Это было своеобразное обращение к президенту Касым-Жомарту ТОКАЕВУ, подробнее о нем ниже.

Также следует напомнить, что глава «БЭ», полковник КНБ в отставке Нурлан Жумасултанов настаивал на том, что причиной авиапроисшествия стал так называемый спутный след – вихревой поток, оставленный «Боингом», взлетевшим за две минуты до обреченного «Фоккера». Некоторые коммерческие СМИ, выдающие себя за независимую прессу и самоокупаемые блогеры подхватили эту версию. Однако вице-премьер Роман Скляр, курирующий расследование гибели самолета «БекЭйра», начисто опроверг ее. В качестве основной причины авиакатастрофы было названо обледенение крыла лайнера, обработка которого не проводилась.

По принятым правилам, решение об обработке «противоледянкой» принимает командир экипажа. В своем оправдательном интервью господин Жумасултанов превентивно заявил, что стабилизаторы обработаны были, а крылья – нет (якобы не было необходимости). В том же интервью он, кстати, пообещал не дать своих людей в обиду и случае необходимости, мол, сам напишет явку с повинной. А теперь отмалчивается (по крайней мере, на момент написания материала) и за слова не отвечает.

Забыл «Бек Эйр» и о своих первоначальных обещаниях о возврате денег за уже приобретенные авиабилеты. Вернуть свои кровные удалось далеко не всем. Остальным обещали это сделать после 10 января, однако в этот день «выяснилось», что возвращать нечего – якобы у компании кончились финансы. Не на поднятие ли имиджа и циничный пиар они были потрачены? Официально же «бекэйровцы» заявляют, что деньги будут возвращать только после того, как авиакомпании вернут лицензию, и она вновь начнет работать.

Следствие ведут…

Все это очень похоже на откровенный шантаж и уж точно попадает под несколько статей Уголовного и Административного кодексов (ау, антикоррупционщики, вы где?!). К тому же есть мнение, что теперь уже мало кто согласится летать самолетами «Бек Эйр», который имеет самый старый авиапарк из флагманов отечественной авиации.

Конечно, трудно и почти невозможно сравнивать то, что происходит сейчас в Украине и то, как отреагировали казахстанские власти и причастные лица на трагедию. Тут дело даже не только в менталитете или том, что украинский «Боинг» был сбит, а не потерпел крушение «по техническим причинам». Здесь надо обращать внимание на полную готовность понести ответственность всеми службами, а не на браваду бывшего чекиста в виде «отсижу за других, если придется».

Справедливости ради стоит отметить, что власти пообещали разобраться с домами, возводящимися вплотную к ВПП алматинского аэропорта, а также проверить на качество противоледный раствор, которым обрабатывают воздушные суда. Не исключается, что вскроются другие огрехи, как самой авиакомпании, так профильных ведомств и других государственных структур. Среди прочего надо разобраться, как была допущена такая трагедия, и понесет ли кто-то за это ответственность.

Слепой надзиратель

Теперь пришла пора поговорить о полученном нами «обращении к президенту», авторами которого стали сотрудники прокуратуры из Астаны. В сопроводительном сообщении нашей редакции было сказано: «Трагедия с разбившимся самолетом компании «Бек Эйр» и смертью граждан вынудила нас обратиться к вам… За этот год случились две большие трагедии со смертью граждан. Это Арысь и разбившийся самолет. Мы, простые сотрудники прокуратуры, смирились с коррупцией и бездарными прокурорами-руководителями (детьми крутых агашек и генералов). Но в сегодняшнем случае по-настоящему какой-то злой рок для страны: отец и сын – оба действующих прокурора-руководителя, по вине которых не удалось избежать указанных трагедий.

Сейчас отец генерал, действующий руководитель органов прокуратуры – ректор академии правоохранительных органов РК (ранее был даже заместителем Генерального прокурора) пытается увести от ответственности своего сына – Авиационного прокурора Алматы».

По словам авторов послания, инструкции и положения обязывают авиационных прокуроров надзирать за законностью выделения земельных участков и выдачи любых разрешений, равно любых действий, связанных и влияющих на безопасность полетов. Но этого, получается, не произошло. К тому же, напомним, в последние годы многие говорили о проблемах отечественной авиации, в том числе и об опасности, которая исходит от эксплуатации старых самолетов.

В самом письме уточняется имя авиационного прокурора – это 37-летний Динмухамед Серикбаев. По приведенным ссылкам на открытые источники выясняется, что он якобы после коррупционных скандалов сменил фамилию. О них следует поговорить отдельно, но достоверно известно, что отцом его является Ергали Мерзадинов, который почти 10 лет (до июля 2018 года) возглавлял военную прокуратуру. Авторы отмечают, что он, как и бывший министр обороны Жанузаков, должен был нести ответственность за трагедию в городе Арыс. Тем более, за период его службы происходили другие ЧП со смертельным исходом.

Обращаясь к главе государства, авторы обращения говорят: «Касым-Жомарт Кемелевич, вы обещали наказать всех виновных в гибели простых граждан при крушении самолета компании Bek Air. Покажите сотрудникам органов прокуратуры и простым гражданам, что перед законом все равны, и покровительство в таких случаях не поможет никому». Нам остается лишь присоединиться к этим пожеланиям, а также пообещать нашим читателям, что мы будем держать это дело на особом контроле.

Без «Бек Эйр»

Как мы уже говорили в прошлый раз, трагедия с крушением авиалайнера вскрыла массу проблем, как и в гражданской авиации, так и в самой власти. Поэтому не стоит ограничиваться только «главными ролями» в этом деле, а рассматривать его в более широком объеме. Но все-таки необходимо не дать никому уйти от ответственности – уголовной, административной или морально-человеческой (если что-то морально-человеческое в них еще осталось).

Ведь между слов того же товарища Жумасултанова видно, что он не считает себя виновным ни в коей мере и, судя по всему, думает, что его авиакомпания уже достаточно (или даже незаслуженно) наказана тем, что несет убытки из-за отзыва лицензии. Впрочем, мы еще до конца не выяснили, насколько «Бек Эйр» является его, и кто стоит за подставными акционерами и владельцами всего авиационного холдинга, который, если помните, состоит из 6-7 (как минимум) фирм различных видов собственности. И почему бы антикоррупционному ведомству или той же прокуратуре не покопать в эту сторону?

Коротко говоря, это дело не только пострадавших или тех, кто потерял в авиакатастрофе своих близких, не только отдельных активистов гражданского сектора и журналистов, но и всех нас. Почему? Да потому что мы все граждане одной страны, и завтра такая трагедия может повториться, но уже в более страшных масштабах. Не дай Бог, конечно, но трагедия 27 декабря должна стать уроком для всех и больше никогда не повториться.

А что с «Бек Эйром»? Ничего, на сегодняшний день – отмалчиваются и винят во всех бедах всех вокруг (в том числе, государство), но только не себя. При этом еще грозятся, что, если им не дадут здесь работать, то они уйдут в Кыргызстан. Вот в этой «угрозе» и весь полковник Нурлан Жумасултанов и все те, кто за ним стоит…

Мирас НУРМУХАНБЕТОВ,

«D»

Тем временем

«ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»

передан в Нидерланды

Расшифровка бортовых самописцев самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air, потерпевшего крушение под Алматы 27 декабря, выполнена в научно-техническом центре Межгосударственного авиационного комитета (МАК), передает корреспондент агентства.

«В научно-техническом центре МАК выполнены считывание и расшифровка данных бортовых самописцев (звукового и параметрического), обнаруженных на месте авиационного происшествия. Вся информация передана в (правительственную – КазТАГ) комиссию по расследованию. Предварительный анализ данной информации позволил восстановить хронологию событий и определить приоритетную версию причин авиационного происшествия. Данная информация была доведена до общественности вице-премьером правительства РК в ходе пресс-конференции с участием МАК… В соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) – приложения 13 к Чикагской Конвенции – в расследовании принимают участие уполномоченный представитель и советники государства разработчика и изготовителя воздушного судна (Нидерланды). Уполномоченному представителю Нидерландов передана запись параметрического самописца», – говорится в сообщении, опубликованном на сайте МАК в понедельник.

КазТАГ

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн