ТОПОНИМИКА КАЗАХСТАНА: к вопросу о переименованиях

Возвращение исконных топонимических названий является одним из принятых в мире составляющих процесса деколонизации. Топонимика и ее трансформация (особенно в период колонизации) давно стала предметом научного поиска и, думаю, на сегодняшний день осуществлена по всем без исключения регионам страны. Так, подобные исследования проводились историками по разным районам Карагандинской области. Например, по результатам работы в архивах вышло в свет замечательное издание, включающее карты, описание места, наличие водных источников, название проживавшего там рода, указание кыстау и его хозяина по состоянию на 1833-1868 годы (т.е. до переименования колонизаторами), а также материалы по землепользованию по состоянию на 1905 год с перечислением всех аулов-кыстау (по имени хозяина) волостей Каркаралинского уезда Семипалатинской губернии (по адм. делению 1927 г.) с указанием урочищ, количества хозяйств и мн.др. (Жакин М. С. Шет ауданының топонимикасы. – Қарағанды: «Гласир» баспасы, 2013).

Топонимка қазақов. Каждая без исключения гора, сопка, отроги гор, ущелье, урочище, лог, овраг, река, речушка, озеро, лес, колодец, караванные пути и др. имели у қазақов название. Более того, они становились естественными границами родовых земель, отдельных қыстау, ориентирами, указателями и пр.

В топонимах отражалась характеристика местности, и тем самым они становились указанием, подсказкой, зарубкой на память. Древнее горное дело отразилось в топонимике Центрального Қазақстана: Жезды – река, богатая медью, Жезқазган – медная копь, Қазансынған – место, где при плавке руды взорвался котел, Қалайықазған – оловянная копь, Кенгей – место, богатое рудами, Кенгир – река сокровищ, Кенқорытқан – место плавки руды, Қорғасынтау – свинцовая гора, Устанынжалы – гряда кузнецов, Темиршитау – гора кузнецов.

Остатки древних горных работ были хорошо известны қазақам и закреплены в топонимических названиях Темир, Алтын, Қазған, Жез, река Алтынсу. Именно по следам этих топонимов шли геологические партии XIХ-ХХ века в поисках полезных ископаемых.

Қазақи давали наименования территориям, например, исходя из характеристики и свойств произраставшей на ней растительности, доминирующий признак которой служил для образования топонима: кормовые, солончаковые, полынные и др. Это не просто названия, но и указания, инструкции для правильного использования земель при выпасе скота: Жұсан-дала – Полынная степь, Ерментау – Полынные горы, Майқара-сай – Полынный лог.

Кроме того, в топонимах отражалась цветовая характеристика Степи, гор, рек, озер: сары, ала, қара, көк, қоныр, қызыл и т.д. Или характеристика свойств воды (Түзкөл, Итiшпес, Сасықкөл), наличие рыбы (Балықтыкөл, Шортанкөл), особенности притоков (Жалаңашкөл) и др. Вновь, как видим, практические подсказки и указания.

Эпитеты в топонимах отражали оценку, отношение народа к тем или иным местам. Так, слово «кара» обозначает «горы (гара, гора, гер, жер), и в топонимах равнозначно словам «большой, великий, мощный, сильный»: Каратау, Қарқара, Қара Ертiс, Жуанқара, Косқара, Найзақара, Егiзқара и т.д.

Группа топонимов происходила от названий родов (в течение половины XIХ в. они были сохранены в названиях волостей и уездов), имен родовых аксакалов.

Так, любая часть қазақской земли является исторической территорией конкретного рода и тайпа, и топонимы и гидронимы местностей связаны с историей населяющего их этноса, о чем свидетельствуют легенды, мифы, исторические хроники, жыры, шежіре и т.д. В цикле легенд шежіре в изложении М. Ж. Копеева находят отражение события расселения родов на родовой территории. В некоторых вариантах шежіре содержатся описания большого числа известных топонимических названий.

Эти топонимы сохранились в первоисточниках. Например, топоним Иртыш зафиксирован в Орхоно-енисейских клинописных надписях VI-VII веков. М. Кашгари упоминает реку Ертис в «Словаре тюркских наречий» (XI век).

Как показывает время, история топонимов обретает особую значимость в условиях отстаивания территориальной целостности страны. Не потому ли колонизаторы спешили стереть из памяти народа прежние топонимы? Не потому ли сегодня существует сопротивление возвращению исконных қазақских топонимов?

Топонимка переселенцев. Какие топонимические названия давали переселенцы взамен қазақским? Рассмотрим для примера районы Прииртышья, населенные қазақскими родами и имевшие қазақские названия. Встречаются названия топонимов, которые представляют собой перевод с қазақского на русский язык, а также топонимы, в которых отражалась характерная особенность местности. Но таких случаев зафиксировано немного. Отметим то, что считалось достойным увековечивания на нашей земле после отнятия исконных қазақских земель.

Так, переселенческие деревни получали названия:

1. В честь христианских праздников;

2. В честь взятия русскими войсками 21 августа 1914 г. Львова;

3. В честь Степного генерал-губернатора Надарова;

4. В честь дочери генерала Борисова;

5. В честь губернского начальника по переселению Милорадова;

6. В честь уездного переселенческого начальника Заборовского (и еще 3 деревни в честь его 3 дочерей);

7. По именам членов царской семьи;

8. По фамилии казачьего офицера;

9. По фамилии первопереселенца;

10. По фамилии владельца первой мельницы в переселенческой деревне;

11. По фамилии жителя, построившего в деревне сельскую школу;

12. По названию деревни, города, губернии, откуда прибыли переселенцы.

(См. подробнее: А. Акишев, Т. А. Инсебаев, А. Д. Азербаев, Е. Н. Дауенов, А. Т. Сметова. Очерки колонизации Павлодарского Прииртышья царской Россией. – Павлодар: Изд-во «Кереку», 2008).

Позже, как известно, во множестве появились названия, связанные с советской идеологией и историей: имена революционеров, вождей компартии, исторические события (съезды партии и др.).

Утверждать, что кто-то мог в XIX-ХХ веках ступить первым на землю (а потому якобы и получал право называть ее по своему усмотрению), на территории которой до н.э. проживали великие кочевые племена-народы, племена-конфедераты, волнами наводнявшие весь материк на Запад и Восток, на Север и Юг; называть себя «первопоселенцем» на земле, на территории которой существовали тюркские каганаты, великие империи, улусы и продолжают жить их потомки – значит уподобиться ребенку, считающему, что мир начал свое существование с его приходом в жизнь. И потому нелепо пытаться внушать мысль о разумности сохранения чуждых, а тем более откровенно идеологических названий, данных территориям, полученным путем насильственного изгнания или отнятия этой земли у коренного народа.

Важно вернуть названия местности по ее характеристике, т.е. возродить объективные названия вне связи с идеологией, политикой, конъюнктурой. К.и.н. М.С. Жакин: «Сменятся поколения, времена, формации, а земля останется и с ней останутся названия, которые характеризуют именно ее свойства, ее характер, ее природу, ее особенность, ее пространство».

Не следует ли нам проявлять больше внимания и уважения к земле предков вместо сиюминутного стремления увековечить человека, идя на поводу тщеславия, одиозного чинопочитания, политической «целесообразности», идеологии?

Айнаш КЕРНЕЙ

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн