Сохраним «ДАТ»?

gaz• «Воззвание к читателям» Гульжан Ергалиевой, появившееся в конце прошлой недели в интернет-сетях, никого, кто считает себя патриотом и гражданином нашего Отечества, не может оставить равнодушным. По крайней мере, мне так кажется. Дай Бог не разочароваться.

Воззвание Гульжан Хамитовны, по большому счету, – это не столь крик души, сколь воззвание к нашей с вами гражданской совести. Проснитесь, наконец-то!

Сегодня (видимо, некий осенний синдром, обуявший власть перед какими-то ожидающимися глобальными политическими событиями) началась масштабная зачистка информационного поля от присутствия на нем неугодных СМИ. Власть в эйфории от расправы над «Республикой», «Взглядом», телеканалом «К-+», проектами Гульжан Ергалиевой – журнала «АДАМ» и сайта guljan.org, взахлеб пошла на новое наступление.

В середине августа решением Фемиды южной столицы на три месяца приостановлен выпуск набиравшей тиражные обороты независимой «Правдивой газеты». Повод – из области поговорки «Не смешите мои тапочки». Якобы анонимному автору письма в горакимат Алматы, якобы с ног сбившемуся в поисках очередного номера издания и не нашедшего его в продаже, померещилось, что собственник газеты подорвал устои государства тем, что в выходных данных указал тираж, явно не соответствующий фактическому количеству экземпляров, поступивших в реализацию. Чиновники южного горакимата, возблагодарив анонимного автора, в предвкушении виктории над кажущимися им «врагами народа» в лице оппозиционных СМИ и золотых россыпей в виде повышения в чине, тут же настрочили заяву кому и куда следует, бессовестно пренебрегши законом, согласно которому анонимные письма и обращения не должны рассматриваться.

А что суд? Он так же бессовестно закрыл глаза на букву закона, даже не испросив у представителя акимата: а где есть «мальчик», то бишь автор письма, которого никто в глаза так и не увидел, и существует ли он в природе. Хотелось бы знать: а если бы тот же аноним не нашел в киосках экземпляр «Казахстанской правды», усомнился бы он в реальности тиража главного информационного рупора Акорды и кинулась бы чиновничья рать в таком же экстазе в судебные органы с требованием приостановить ее деятельность?

Как известно, аппетит приходит во время еды. 23 сентября по иску того же отдела внутренней политики г. Алматы решением Специализированного межрайонного административного суда южной столицы на три месяца приостановлен выход и газеты «Ашық алаң. Трибуна» со штрафом на собственника издания в размере 100 МРП – 173 тыс. тенге. Причиной якобы послужил уход редакции в месячный отпуск в августе этого года, о чем не были предупреждены соответствующие государственные органы. Довод акимата – из области здравому уму непостижимого. В предотпускном номере газета оповестила своих читателей о том, что выпуск приостанавливается в связи с уходом коллектива редакции в очередной трудовой отпуск и следующий номер ждите тогда-то. Но в горакимате Алматы встали в позу: нас об этом письменно не предупредили. А с какого рожна редакция независимой газеты должна это делать? Он, что ли, является ее собственником или финансирует ее? В какой норме закона о СМИ существует требование об этом?

Сдается, в городском акимате Алматы явно что-то не совсем ладно со здоровьем на генном уровне. В тот же день (обратите внимание на синхронность событий), 23 сентября, в тот же суд без предварительного оповещения вызвали собственника и главного редактора газеты «Правда Казахстана» – печатного органа Компартии Казахстана. Обвинение – в своих выходных данных редакция якобы неправильно указала данные о регистрации газеты. Доводы ответчика о том, что свидетельство о регистрации газеты имеется, что это не какое-нибудь подпольное издание, что ее собственник не менялся, а законодательная норма о перерегистрации издания в связи со сменой главного редактора уже утратила силу, воздействия не возымели. 26 сентября суд приостановил выпуск «Правды Казахстана» – как вы догадались, тоже на три месяца, несмотря на то, что Министерство информации обещало представить дубликат свидетельства о пере­регистрации через 10 дней.

Можно ли эти действия правящей власти объяснить только синдромом осеннего обострения болезни с диагнозом «расправа с инакомыслием» или парадоксами современной казахстанской «демократии»? Думается, это – политика, векторы движения которой в Казахстане всегда непредсказуемы. Против политики Акорды бессильна даже Конституция.

Как результат мы имеем то, что имеем. Оппозиционное информационное поле практически зачищено. На нем остался лишь нынешний проект «ДАТ» – газета, которую вы держите в руках – «Общественная позиция», проект, которому, несмотря на все суды-пересуды, удается выживать под разными брендами более 15 лет.

Почему власть пока нас не закрывает? Один мой знакомый на этот счет высказался так: «А «ДАТ» и не закроют, потому что его никто не спонсирует». Оно и правда. «ДАТ» выживает – как может. Сегодня в коллективе редакции остались, скажу об этом без преувеличения, лишь альтруисты – журналисты, для которых «ДАТ» – это, прежде всего, площадка для самовыражения без принуждения. У «ДАТа» огромные долги по заработной плате, за аренду крохотного офиса, перед типографией, чьи услуги дорожают день ото дня. Кто-то наверняка подумает: а где ж деньги, если на рынке продаж цена «ДАТа» постоянно растет? Действительно, сегодня у распространителей Астаны экземпляр «ДАТа» стоит 80-85 тенге (из них лишь 30 тенге – редакционные), на привокзальной площади и того дороже: рынок чутко реагирует на репрессивные меры власти в отношении оппозиционных СМИ – потребительский спрос на «последних из могикан» растет с геометрической прогрессией. И тут даже Акорда ничего не пропишет: запретный плод всегда сладок.

А чтобы этот «плод» был доступен и защищен от очередного приступа паранойи власти, предложила бы читательской аудитории «ДАТа» самый простой и проверенный в мире опыт выживания печатных СМИ – взять на себя функции общественного спонсора. Если даже, скажем, по 200 тенге в месяц отправит на редакционный счет каждый второй потребитель нашей продукции, то это уже будет свыше 3 млн. тенге. Это было бы решением всех редакционных проблем, в том числе – независимости от кого бы то ни было и улучшения качества издания. Нам легче быть зависимыми от своих читателей, нежели постоянно ходить с протянутой рукой, в прямом смысле этого выражения.

Три года назад, будучи в США, имела возможность встречаться с коллегами из многих независимых изданий, специалистами в области СМИ. В век глобального наступления Интернета там печатные СМИ выживают за счет пожертвований простых граждан. Их не финансируют ни государство, ни олигархи. Гарант популярности независимых печатных изданий США – это гражданская зрелость американского общества, которая позволяет журналистам чувствовать себя свободными, работать в достойных условиях, а не ютиться в жалких каморках, наподобие той, где сейчас располагается офис «ДАТа». А главное – сполна отрабатывать доверие своих читателей. И власти в голову не приходит как-то приструнить их, а закрывать посредством абсурдных судебных исков – тем более.

Честное слово, глядя на офисы их редакций, общаясь с тамошними коллегами, с обидой думала: «Почему мы, казахстанцы, хуже американцев?». В плане гражданской зрелости и гражданской совестливости.

Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»

Республиканский еженедельник онлайн