fbpx
blank

Где истоки “русского мира”?

russmirВ нача­ле 2000‑х Пат­ри­арх Мос­ков­ский и Всея Руси Кирилл про­воз­гла­сил идею «рус­ско­го мира». Вооб­ще сама идея «рус­ско­го мира» извест­на с дав­них пор, кор­ня­ми она ухо­дит в XII век, это извест­но по рус­ским лето­пи­сям. Види­мо, Пат­ри­арх Кирилл или его помощ­ни­ки «отко­па­ли» идею из этих лето­пи­сей, офор­ми­ли и пред­ста­ви­ли само­держ­цу и рос­сий­ско­му обще­ству. Но без исто­ри­че­ско­го кон­тек­ста любая такая идея может быть не толь­ко бес­по­лез­ной, но и может иметь ката­стро­фи­че­ское зна­че­ние и мас­штаб.

Обра­тим­ся к исто­рии. По дан­ным иссле­до­ва­те­ля В.В. Гри­го­рье­ва, а так­же на осно­ва­нии рус­ской Нико­нов­ской лето­пи­си, Пат­ри­арх Кирилл, жив­ший в XII веке, постро­ил боль­шую Собор­ную цер­ковь в г. Сарае, в сто­ли­це Золо­той Орды, и открыл отдель­ную епар­хию рядом с ханом Бер­ке – в сто­ли­це, так ска­зать, мучи­те­лей и угне­та­те­лей. Этим шагом Кирилл не толь­ко сохра­нил «рус­ский мир», так как основ­ным стерж­нем «рус­ско­го мира» явля­ет­ся пра­во­сла­вие, но и зало­жил осно­ву каче­ствен­но ново­го раз­ви­тия это­го мира.

Нахо­дя­щий­ся на и гео­гра­фи­че­ской, и фак­ти­че­ской обо­чине исто­рии, рус­ский мир вошел в миро­вой эко­но­ми­че­ский, соци­аль­но-куль­тур­ный обо­рот, в «котёл обще­ми­ро­во­го раз­ви­тия». Хан Сар­так, пра­вив­ший недол­го перед ханом Бер­ке, был пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном и «свод­ным бра­том» кня­зя Алек­сандра, про­зван­но­го Нев­ским. Нетруд­но дога­дать­ся, кому обя­зан Алек­сандр побе­дой на Ледо­вом побо­и­ще.

Ибн Бату­та сви­де­тель­ству­ет: «Живут в этом горо­де рус­ские, гре­ки, евреи, они тор­гу­ют сво­и­ми това­ра­ми, у них свои квар­та­лы и свои церк­ви. Эль Ома­ри пишет: «Живут в этом госу­дар­стве рус­ские, у них кра­си­вые горо­да, рас­тет пше­ни­ца, чистая вода. Они счи­та­ют себя под­дан­ны­ми кип­чак­ско­го хана».

Араб­ские и пер­сид­ские источ­ни­ки име­но­ва­ли это госу­дар­ство – «госу­дар­ство Деш­ти Кип­шак». Шейх Эль Биль­азр­ли упо­треб­ля­ет «царь Жани­бек Деш­ти Кып­ша­ка и госу­дарств, вхо­дя­щих в него», шейх Ибн Кесир гово­рит «царь Деш­ти Кип­ша­ка», Ибн Хал­дун – «царь север­но­го Деш­ти – Бер­ке».

«В древ­но­сти это госу­дар­ство была стра­ной Кип­ча­ков, но когда им завла­де­ли Тата­ры, то кип­ча­ки сде­ла­лись им под­дан­ны­ми. Потом они сме­ша­лись, пород­нив­шись с ними. И зем­ля одер­жа­ла верх над при­род­ны­ми и расо­вы­ми каче­ства­ми их и все они ста­ли точ­но как Кип­ча­ки…», – гово­рит Эль Ома­ри.

В это вре­мя рус­ские куп­цы без пошлин про­да­ва­ли свой това­ры (пуш­ни­ну, пше­ни­цу, мед, раз­ные виды рыб) куп­цам из Индии, Пер­сии, Кон­стан­ти­но­по­ля имен­но в Сарае. Каким это был выгод­ным биз­не­сом, мож­но пред­по­ло­жить толь­ко по одно­му при­зна­ку. К при­ме­ру, собо­ли­ная шуба сто­и­ла 1000 сереб­ря­ных дина­ров. В срав­не­нии с этим кип­ча­ки за 100 дина­ров в Индию про­да­ва­ли одно­го элит­но­го ска­ку­на. Сюда же нуж­но вклю­чить тамо­жен­ный сбор, кото­рый состав­лял 10 дина­ров и так назы­ва­е­мый «зякат» – сбор в поль­зу неиму­щих сло­ев насе­ле­ния.

Да, были набе­ги хозя­ев госу­дар­ства в рус­ские кня­же­ства, пото­му что народ был в основ­ном тем­ным и не был при­учен пла­тить нало­ги в каз­ну. А за неупла­ту нало­гов и сего­дня в эпи­цен­тре миро­вой тор­гов­ли – в США, сажа­ют на пожиз­нен­ное заклю­че­ние, и это нико­го не удив­ля­ет и не воз­му­ща­ет.

По лето­пи­сям, когда так назы­ва­е­мые тата­ры шли на Русь, это были в основ­ном послы, кото­рые соби­ра­ли налог. У них было вой­ско – вес­кий аргу­мент, что­бы эффек­тив­но решить зада­чу сбо­ра нало­гов. Рус­ская эли­та была актив­но инкор­по­ри­ро­ва­на во власть в г. Сарае. Все набе­ги – это резуль­тат посто­ян­но­го доно­са хану одно­го кня­зя про­тив дру­го­го по вопро­су сбо­ра имен­но нало­гов. В резуль­та­те непо­сред­ствен­но стра­да­ли про­стые люди. И это факт.

Этот тем­ный и без­гра­мот­ный народ при­во­зи­ли в г. Сарай и учи­ли: как тор­го­вать, как обра­щать­ся с день­га­ми, как созда­вать про­из­вод­ство. Тра­ди­ции рус­ской эко­но­ми­че­ской исто­рии, купе­че­ства, тор­гов­ли име­ют глу­бо­кие кип­чак­ские кор­ни… Рус­ские кня­зья охот­но шли в Сарай для полу­че­ния ука­за (жар­лық) на кня­же­ство. Перед полу­че­ни­ем это­го доку­мен­та их обу­ча­ли основ­ным навы­кам госу­дар­ствен­но­го управ­ле­ния: без­укос­ни­тель­ное под­чи­не­ние цен­траль­ной вла­сти, сбор нало­гов, веде­ние тор­гов­ли, охра­на гра­ниц.

Руб­рук при посе­ще­нии Сарая в 1254 году уви­дел мно­го рус­ских, кото­рые пере­во­зи­ли с одно­го бере­га реки Едиль на дру­гой послов, куп­цов, про­сто людей, кото­рые полу­ча­ли «выго­ду от это­го дела». Так­же в горо­де мно­го рус­ских, кото­рые «тор­гу­ют, зани­ма­ют­ся ремеслом, и отно­ше­ние к ним почтен­ное».

Госу­дар­ство было поли­эт­нич­ным, там «живут раз­ные наро­ды. Мон­го­лы хозя­е­ва госу­дар­ства – неко­то­рые мусуль­мане. Так­же живут чер­ке­сы, рус­ские, гре­ки они – хри­сти­ане. У каж­до­го есть свой уча­сток, там и база­ры их» – пишет Ибн Бату­та. «Для куп­цов из дру­гих стран и стран­ни­ков суще­ству­ют охра­ня­е­мые поме­ще­ния, где смот­рят за сохран­но­стью их иму­ще­ства». Это гово­рит не совре­мен­ный иссле­до­ва­тель-фан­та­зер, а живой сви­де­тель того вре­ме­ни Ибн Бату­та.

Сарай был при­вле­ка­тель­ным как эко­но­ми­че­ский, так и соци­аль­но. Есте­ствен­но, пошел поток «рус­ско­го мира» в Сарай, без при­нуж­де­ния и дав­ле­ния, пото­му что это было выгод­но. «Рус­ский мир» не толь­ко «плот от пло­ти, кровь от кро­ви» с «тюр­ским миром», он явля­ет­ся «пер­вен­цом», «дитя» «Зла­той Орды».

Есте­ствен­но, рус­ские учи­лись ко все­му у ново­го госу­дар­ства, пото­му что это госу­дар­ство было не толь­ко бога­тым и силь­ным, но еще вли­я­тель­ным и могу­ще­ствен­ным, вли­я­ло на внут­рен­ние дела бук­валь­но всех госу­дарств и Евро­пы, и Азии.

«Они (сер­бы и бул­га­ры) уха­жи­ва­ют за сул­та­ном Кип­чац­ким след­ствие вели­кой вла­сти его над ними. Царь Рум­ский боит­ся при­тес­не­ния и зло­бы его (царя Кип­чац­ско­го), снис­ки­ва­ет рас­по­ло­же­ние его посред­ством уха­жи­ва­нии… Гра­ни­цы госу­дар­ства со сто­ро­ны Джей­ху­на: Хорезм, Сага­нак, Сай­рам, Яркент, Сарай, город Мад­жар, Азак, Акча­кер­ман, Кафа, Судак, Сак­син, Укек, Бул­гар, обла­сти Сибирь и Ибирь. Баш­кыр­ды и Чул­ман» – гово­рит Эль Ома­ри.

По све­де­ни­ям оче­вид­цев, в г. Сарае про­жи­ва­ло более 75 000 чело­век раз­ных наци­о­наль­но­стей. По срав­не­нию при­мер­но в это вре­мя в Лон­доне насе­ле­ние состав­ля­ло 25 тыс, в Москве – 5 тыс. и в Пари­же более 120 000 чел. Кро­ме этих по тем мер­кам мего­по­ли­сов в госу­дар­стве так­же суще­ство­ва­ло более 100 горо­дов с раз­ви­той инфра­струк­ту­рой и город­ским хозяй­ством – с систе­мой ирри­га­ции, кана­ли­за­ци­ей, бас­сей­на­ми, баня­ми и т.д.

Крым, бла­го­да­ря сво­е­му гео­эко­но­ми­че­ско­му поло­же­нию, имел ста­тус сво­бод­ной эко­но­ми­че­ской зоны – там жили и тор­го­ва­ли и гре­ки, евреи, сер­бы, ита­льян­цы и т.д. «В горо­де Кафа в гава­ни мы уви­де­ли более 200 тор­го­вых и воен­ных кораб­лей раз­ных раз­ме­ров. Этот город явля­ет­ся самым боль­шим в мире пор­том», – гово­рит Ибн Бату­та.

Уро­вень рели­ги­оз­ной толе­рант­но­сти мож­но уви­деть по сле­ду­ю­щим крас­но­ре­чи­вым фак­там. Началь­ник горо­да Крым Тулук­ту­мур, бесе­дуя с Ибн Бату­той, гово­рит: «За чер­той горо­да живет монах хри­сти­ан­ский в мона­сты­ре. Слу­жа в нем богу и постясь, дошел до того, что постит­ся к ряду 40 дней, пита­ясь толь­ко бобо­вин­кою». Тулук­ту­мур поже­лал, что­бы он вме­сте с ним почтил его. Ибн Бату­та отка­зал­ся, ибо его вера не поз­во­ля­ла общать­ся с ино­вер­ца­ми. А эмир, сам явля­ясь мусуль­ма­ни­ном, каж­дый день посе­щал это­го мона­ха и ведал о его здо­ро­вье.

Бату­та, конеч­но, был удив­лен и изум­лен таким пове­де­ни­ем «пра­во­вер­но­го» чело­ве­ка, еще и началь­ни­ка. А все дело в том, что «Золо­тая Орда» была поли­ре­ли­ги­оз­ным обще­ством, и как рань­ше мы отме­ти­ли, поли­эт­ни­че­ским госу­дар­ством, и была соот­вет­ству­ю­щая куль­ту­ра пове­де­ния у все­го насе­ле­ния.

Есте­ствен­но, при таких усло­ви­ях про­цве­та­ла и пра­во­слав­ная рели­гия. Вооб­ще, рас­цвет пра­во­слав­ной рели­гии при­хо­дит­ся имен­но в эту эпо­ху, не вопре­ки, а бла­го­да­ря Золо­той Орде. Сохра­не­ни­ем язы­ка и рели­гии, а так­же раз­ви­тию куль­ту­ры совре­мен­ные рус­ские обя­за­ны имен­но кип­ча­кам.

Вот об этой исто­ри­че­ской прав­де дол­жен пом­нить совре­мен­ный досто­по­чтен­ный и ува­жа­е­мый мною пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Кирилл, когда про­дви­га­ет идею «о рус­ском мире».
А в то вре­мя, бла­го­да­ря рели­ги­оз­ной толе­рант­но­сти, не толь­ко рус­ские и восточ­ные, но и запад­но-евро­пей­ские куп­цы вели ожив­лен­ную тор­гов­лю в стране в XIIIXIV вв. Сви­де­тель­ство тому появ­ле­ние в Бул­га­ре бра­тьев Поло и крас­но­ре­чи­вые фак­ты из рус­ских и восточ­ных лето­пи­сей.

Доста­точ­но взгля­нуть на кар­ту бра­тьев Пици­га­ни, Ката­лон­ский атлас и кар­ту Фра Мау­ро, что­бы понять раз­мер и раз­мах госу­дар­ства.

Тер­мин «Зла­тая Орда» в рус­ских лето­пи­сях появил­ся доста­точ­но поз­же, когда госу­дар­ства уже не суще­ство­ва­ло. Види­мо, исто­ри­че­ская память и почи­та­ние были очень креп­ки, и рус­ские лето­пис­цы ста­ли исполь­зо­вать этот тер­мин в знак ува­же­ния толь­ко в XVI веке.

Из исто­рии нель­зя созда­вать фетиш – это тор­мо­зит как раз­ви­тие каж­до­го инди­ви­ду­у­ма, так и цело­го обще­ства. Но что­бы загля­ды­вать впе­ред, тем более, что­бы созда­вать над­го­су­дар­ствен­ные кон­струк­ции, исто­рию нуж­но знать и необ­хо­ди­мо чер­пать из нее полез­ное.

Так вот, бес­спор­ным исто­ри­че­ским фак­том явля­ет­ся то, что Рос­сия как госу­дар­ство име­ет глу­бо­кие тюрк­ские кор­ни, хре­бет рус­ской госу­дар­ствен­но­сти напич­кан тра­ди­ци­я­ми Золо­той Орды. Рос­сия явля­ет­ся пло­дом обще­го раз­ви­тия двух куль­тур поздне-тюрк­ской и ранне-сла­вян­ской.

Как мы писа­ли выше, до эпо­хи Золо­той Орды у рус­ских не было госу­дар­ствен­но­сти – это было про­сто насе­ле­ние, про­жи­ва­ю­щее на тер­ри­то­рии, абсо­лют­но отсут­ство­ва­ли инсти­ту­ты. В про­цес­се созда­ния и раз­ви­тия Рос­сий­ско­го госу­дар­ства осо­бен­ный и реша­ю­щий вклад внес­ли брат­ский нам татар­ский народ. У рус­ско­го насе­ле­ния не было навы­ков по управ­ле­нию цен­тра­ли­зо­ван­ным госу­дар­ством, дипло­ма­ти­че­ско­го опы­та, пол­но­цен­ной эко­но­ми­че­ской кон­цеп­ции.

Весь этот фун­да­мент госу­дар­ствен­но­сти «рус­ский мир» пере­нял у Зла­той Орды, а кон­крет­ные лич­но­сти с тюрк­ски­ми кор­ня­ми, в основ­ном этни­че­ские тата­ры, непо­сред­ствен­но участ­во­ва­ли в про­цес­се созда­ния это­го госу­дар­ства по кир­пи­чи­кам. Об этом напи­са­но очень мно­го, и оста­нав­ли­вать­ся не сто­ит.

Фак­ти­че­ски Золо­тая Орда и была Евразий­ским госу­дар­ством, миро­вой сверх­дер­жа­вой с раз­ветв­лен­ны­ми свя­зя­ми со всем миром, с раз­ви­той инфра­струк­ту­рой. Госу­дар­ство, толе­рант­ное к рели­гии и язы­ку каж­до­го наро­да, насе­ля­ю­ще­го его тер­ри­то­рию, ува­жа­ю­щее наци­о­наль­ное само­со­зна­ние каж­дой нации, про­жи­ва­ю­щей в стране.

Госу­дар­ствен­ны­ми были все тра­ди­ци­он­ные рели­гии – ислам, пра­во­сла­вие и буд­дизм. Госу­дар­ствен­ным язы­ком был кип­чац­кий, но наравне исполь­зо­ва­лись и рус­ский, чер­кес­ский, даже иврит и дру­гие язы­ки. Тор­гов­ля была сво­бод­ной для всех субъ­ек­тов, суще­ство­ва­ла устой­чи­вая денеж­ная систе­ма.

На «кру­тых пово­ро­тах» судь­бы исто­рия все­гда повто­ря­ет­ся, и сего­дня совре­мен­ная Рос­сия пыта­ет­ся создать ана­ло­гич­ную струк­ту­ру. Так сде­лай­те так, что­бы эта струк­ту­ра была выгод­ной и при­тя­га­тель­ной – для всех. Штаб-квар­ти­ру струк­ту­ры пере­ве­ди­те в г. Орын­бор – это будет сим­во­ли­че­ский жест. Пусть ассо­ци­а­тив­ны­ми чле­на­ми Сою­за высту­пят еще Татар­стан, Бош­кор­то­стан, Саха-Яку­тия.

Давай­те все вме­сте попро­сим, что­бы туда вошла и Тур­ция. Если так повер­нет­ся дело, воз­мож­но, и Азер­байж­дан с Ира­ном под­тя­нут­ся. Вот вам и обшир­ный внут­рен­ний рынок, и внут­рен­нее потреб­ле­ние, основ­ной сти­му­ля­тор эко­но­ми­ки. Это будет силь­ный и могу­ще­ствен­ный союз, с кото­рым будут вынуж­де­ны счи­тать­ся во всем миро­вом сооб­ще­стве.

Мы долж­ны быть вме­сте, но поня­тие «вме­сте» не под­ра­зу­ме­ва­ет геге­мо­нию и гла­вен­ство одно­го орга­низ­ма над дру­гим. Вме­сте – это поня­тие рав­но­прав­но­сти.

При созда­нии подоб­ных исто­ри­че­ских кон­струк­ций нель­зя под­да­вать­ся «наци­о­наль­но­му эго­из­му». На долж­ном уровне осве­щай­те исто­ри­че­скую роль пре­зи­ден­та Казах­ста­на Назар­ба­е­ва Н.А. в про­цес­се созда­ния Евразий­ско­го сою­за. Если сего­дня вклю­чишь рос­сий­ский «телик», то Путин В.В. «и певец, и жнец, и на дуде дудец».

Что каса­ет­ся внут­рен­них про­цес­сов в РФ, понят­но, суве­рен­ное госу­дар­ство, он явля­ет­ся лиде­ром это­го сооб­ще­ства. Каса­тель­но евразий­ско­го сооб­ще­ства надо же про­яв­лять дели­кат­ность. Мне кажет­ся, от такой инфор­ма­ци­он­ной насы­щен­но­сти неудоб­но само­му Вла­ди­ми­ру Вла­ди­ми­ро­ви­чу перед нашим пре­зи­ден­том. Он-то зна­ет, в каких муках рож­да­лась и про­дви­га­лась эта идея.

Рос­сия же феде­ра­тив­ное госу­дар­ство, при­ве­ди­те в соот­вет­ствие струк­ту­ру госу­дар­ствен­ной вла­сти. В Совет Феде­ра­ции вве­ди­те, как поло­же­но, пред­ста­ви­те­лей наци­о­наль­ных рес­пуб­лик. Создай­те усло­вия, что­бы Совет Феде­ра­ции не воз­глав­ля­ла кра­си­вая и эффект­ная дама, а этни­че­ский тата­рин, что­бы он по Кон­сти­ту­ции был вице-пре­зи­ден­том.

Когда смот­рю «ящик» – гла­ша­тай рос­сий­ской идео­ло­гии – лов­ко исполь­зу­ют тер­мин «двой­ных стан­дар­тов». А у вас есть фено­мен, достой­ный самых выда­ю­щих­ся про­из­ве­де­ний Фрей­да. У вас есть пер­со­ны, кото­рые одно­вре­мен­но явля­ют­ся и анти­фа­ши­ста­ми (в отно­ше­нии к Укра­ине), и самы­ми огол­те­лы­ми фаши­ста­ми (в отно­ше­нии дру­гой части пла­не­ты). Про­ха­нов, Дугин, Лимо­нов – лич­но­сти, кото­рые не толь­ко про­по­ве­ду­ют, но и явля­ют­ся насто­я­щи­ми наци­о­нал-соци­а­ли­сти­че­ски­ми эле­мен­та­ми. Вот здесь нуж­но задать вопрос: с ума сошли отдель­ные лица, груп­пы или весь народ?! Этот фено­мен ждет сво­их вели­ких иссле­до­ва­те­лей и досто­ин Нобе­лев­ской пре­мии в сфе­ре пси­хо­ана­ли­за.

Идея наци­о­нал-реван­шиз­ма никак не может сов­ме­щать­ся с иде­ей рели­ги­оз­ной толе­рант­но­сти и наци­о­наль­ной тер­пи­мо­сти ран­не­го евразий­ства. Здесь умест­ный вопрос: где мои дру­зья-интел­лек­ту­а­лы из Рос­сии, с кото­ры­ми мы дол­го бесе­до­ва­ли и раз­мыш­ля­ли о судь­бе не толь­ко РФ? В общем хоре без­рас­суд­ства их поче­му-то не слыш­но, может, они все-таки возь­мут­ся за исто­ри­че­скую спра­вед­ли­вость?

В исто­рии дру­же­ствен­ной нам Рос­сии есть неко­то­рые лич­но­сти, кото­рые недо­стой­но пре­да­ны забве­нию. Одним из таких лич­но­стей явля­ет­ся жив­ший в XII веке вели­кий поли­ти­че­ский дея­тель и дипло­мат, пат­ри­арх Кирилл II, кото­рый при жиз­ни был назван Бла­жен­ным. Кото­рый и был одним из идео­ло­гов Евразий­ства. Если бы пра­во­слав­ная цер­ковь его кано­ни­зи­ро­ва­ла и про­па­ган­ди­ро­ва­ла его дея­тель­ность, вос­ста­но­ви­лась бы часть исто­ри­че­ской спра­вед­ли­во­сти.

Необ­хо­ди­мо при­знать тюрк­ские кор­ни рос­сий­ской госу­дар­ствен­но­сти и попу­ля­ри­зо­вать роль татар в про­цес­се ста­нов­ле­ния госу­дар­ства рос­сий­ско­го. Если исто­ри­че­ская спра­вед­ли­вость будет вос­ста­нов­ле­на, гля­дишь, и люди к вам потя­нут­ся, как в свое вре­мя потя­нул­ся «рус­ский мир» в Сарай.

Ерлан САИРОВ,
поли­то­лог

Республиканский еженедельник онлайн