Местечковая история или всеобщность: Монголы

mongol21Обстоятельства монгольского нашествия в достаточной мере известны нашему читателю. Поэтому остановимся в этом разделе только на вопросах взаимопроникновения этносов, отнюдь не претендуя на поиски казахских корней у этого народа, а тем более у Чингисхана, скорее наоборот. Дадим слово монгольской стороне.

Один из самых выдающихся деятелей науки (так называл его Л. Гумилев) доктор Эренжен Хара-Даван, профессор Белградского университета, этнический монгол в своей книге «Чингисхан как полководец и его наследие» писал: «Исугей-багатур был главой своего рода Киют-Борджигин, главного рода Нирун».
Вот это и есть полное родовое название Чингисхана, родоначальником которого считался Бюрте-чоно. Однако в других источниках заменена одна буква и получился род кият. Такой род имеется у тюрков. Потом, как говорят классики, Остапа понесло. Сначала медленно, а потом гулообразно стали говорить о том, что Чингис-хан тюрок, а вернее казах, а вернее из рода кият, да и мать… Появившиеся в печати сведения о рождении Чингисхана на землях современного Казахстана – это уже не сказки, а утопия. Тогда надо переписать всю китайскую, арабскую, а заодно и мировую историю по этому вопросу и перенести на 3000 километров на запад Великую китайскую стену.

Подойдем к этому вопросу с точки зрения современной науки, о которой практически все забывают. При этом еще раз подчеркнем значимость исследований по ДНК. Маловероятно, что сегодня найдутся люди, которые будут отвергать выводы ДНК-технологий. За этой наукой стоят семь Нобелевских лауреатов. Без знаний по ДНК уже немыслимо жизнь. Возможности ДНК-исследований в идентификации человека, части этноса, всего народа все больше приобретают практическую значимость.

Филогенетическое дерево, основанное на публикации Т.М. Карафет (2008 г.), показывает исследуемую гаплогруппу «С», которую называют монгольской. В разделе маркера ДНК С3-М212 мы видим бурятов, калмыков, монголов, маньчжуров, орочей и т.д., с концентрацией 60% (очень высокий показатель). Маркер С3с М48 (это нисходящая ветвь по отношению к монголам) часто встречается у казахов, калмыков, эвенков и т.д. и со средней частотой обнаруживается у тувинцев, якутов, киргизов, уйгуров, узбеков, каракалпаков и т.д. Общим выводом по этому маркеру можно считать и то обстоятельство, что профессор Оксфордской академии Брайан Сайкс отметил, что 16 миллионов мужчин, живущих в районе Центральной и Восточной Азии (вся монголосфера), являются нисходящим трендом молодой ветви гаплогруппы «С» (экспертная оценка). Российские ученые считают, что родоначальником ветви (возраст ее 1000 лет) является прямой предок Чингисхана, очевидно Бюрте-чоно. Сколько из этих 16 миллионов мужчин приходится на Казахстан – вопрос открытый. Но, несомненно, какая-то часть очевидно присутствует. Автор осторожно называет цифру 2–3%, полученную рассчётно. ДНК-линия (генетический след) этого маркера просматривается до Монголии, где концентрируется его ядро. На этом антинаучную возню отдельных историков вокруг имени Чингисхана можно закрыть, но она будет продолжаться, т.к. поиск не стоит на месте, и через 10–20 лет мы увидим еще более прозрачную истину, которая, однако, не изменит общую картину, а лишь уточнит ее.

Однако приведем данные казахского ДНК-проекта. Они определяются следующими показателями «С» (36% – монгольская), «G» (17%), «R1» (14%), «O» (14%), «J2» (5%) и т.д. Можно посмотреть данные проекта FTDNA; они несколько другие, но пропорции такие же. Удивляет «G1а3» у аргынов (до 80%). Это что, самостоятельный этнос или ошибка выборки? Какая-то рядность выстраивается по гаплогруппе «R1b», у кипчаков (87%) и далее у башкир (43%), туркмен (37%), татар (15%), уйгур (19%), турков (16,3%), узбеков (10%). Может быть, здесь прослеживается некоторая тюркская или кипчакская рядность?
Вопросов много. Самый продвинутый и вместе с тем осторожный исследователь этого вопроса в Казахстане (труды которого очень читабельны) Ж.М. Сабитов, в статье «Гаплогруппа «С3» у казахов» отмечает: «… мы стоим на пороге использования методов ДНК генеалогии при изучении и освоении исторических загадок…». Точнее и перспективнее не скажешь, у этого ученого еще все впереди. А наука эта будет называться историко-генеалогия, и ее казахский основатель в лице Сабитова уже очевиден.

Данные по ДНК, проведенные по различным проектам, иногда отличаются по своим результатам. Имеют быть место анализы ДНК по 17 показателям, что достаточно для задач криминалистики, но слишком поверхностны для целей этой науки в целом.

Признанный авторитет в этой области А. Клесов использует для своих исследований 67 показателей, что значительно расширяет горизонт видения и определяет достаточную точность анализа. В США используют 111 показателей. Необходимо разработать и методологию выборки (репрезентативность), что позволит снизить возможность ошибки. Экстраполировать имеющие данные на весь Казахстан еще не следует. Все это – задачи будущего. Однако для целей настоящей статьи накопленный материал позволяет однозначно заключить, что монголы с гаплогруппой «С3» являются вышестоящей по отношению к «С3с», которое имеет место быть в Казахстане. Следовательно, монгольский нисходящий след явно просматривается. С большой очевидностью это относится к родам найманов, кереев, а у жалаиров – под вопросом.

Первоначально автор статьи полагал, что найманы и кереиты, о которых упоминается в период монгольского нашествия, не относятся к монгольским родам. И первая причина – религиозная составляющая. Известно, что с начала XI века кереиты и найманы были христианами несторианского толка, в отличие от монгол-тенгрианцев. Отмечал их отличие и Л.Гумилев.

Персидский историк Рашид-ад-Дин (1247-1318 гг.) писал: «… найманы, джалаиры, онгуты, кереиты и другие племена, которые имели каждое свое определенное имя, называли себя монголами из желания перенести на себя славу последних; потомки же этих родов возомнили себя издревле носящими это имя, чего в действительности не было». Указанными свидетельствами нельзя пренебречь. Однако данные анализа ДНК говорят о нисходящей монгольской ветке этих родов до 67%. Что это, ошибка анализа или недостаточная выборка? Будущие исследования по ДНК однозначно снимут этот вопрос. Данные ДНК анализов по жалаирам не имеют достаточную репрезентативность, и делать в этом вопросе выводы рано. Однако из истории однозначно известно, что жалаиры пришли на земли современного Казахстана и Средней Азии вместе с монголами.

Историческим фактом является то обстоятельство, что каждый сын Чингисхана получил вместе с землями для управления и своего рода гвардию монгольских воинов в количестве 4000 человек и еще 9000 кибиток (семьи и сопровождение). Сын Чагатай, унаследовавший земли Хорезмшахов, привел с собою 2000 воинов рода жалаир (гвардия Чингисхана) и 2000 воинов рода барлас. Однозначно они позицировались как монгольские. Оба вышеназванных родов оставили заметный след в истории Средней Азии.

Жалаиры свергли Хулагуидов (чингизидов) и установили свою власть. Жалаириды правили Ираном, Курдистаном и Азербайджаном в 1370-1432 гг. Из монгольского рода барлас вышел знаменитый завоеватель и основатель новой династии Тимур (Тимуриды).

Территория современного Казахстана была поделена между сыновьями Джучи-хана. Орда-эджен получил земли, приблизительно очерченные районами нынешнего Среднего жуза (Белая орда). Шибан получил земли от Тюмени до Аральского и Каспийского моря, приблизительно район, охватывающий Младший жуз (Синяя орда). Старшинство в этой иерархии было за ханом Бату (Золотая Орда) с землями от Волги и дальше.

Сыновьям Джучи было выделено также монгольская гвардия в количестве 4000 человек. 2000 человек получил Бату и по одной тысяче другие братья. Какого рода были эти монгольские воины? Полагаем, что у Орда-Эджена остались жалаиры, а у Шибана – адайцы (уранхойский род). Будущие исследования по ДНК подтвердят или опровергнут это предположение. Оба относятся к гвардии Чингисхана. Указанные выше монгольские роды, а также прямые потомки Чингисхана (вспомните цифру о 16 миллионах), совместно с найманами и кереями – и есть тот многочисленный монгольский след, который фиксируется сегодня ДНК гаплогруппой «С3с» на территории Казахстана, Узбекистана и Киргизии.

К сожалению, многие события времен монгольских ханов не имеют письменных источников. Не дружили ханы с письменностью. Не знали они даже и того, чем владели тюркские народы в прошлом, – руническим письмом. Настоящие правители тюрков еще во времена Бумын-кагана (551 год), Эль-кагана (620г.), Бильге-кагана (716г.) оставили на этой земле великие письменные памятники (Бугутские, Кошомацские надписи, Терек-сайские наскальные тексты и т.д.) в VI–VIII веках. То есть тюркская письменность существовала за 700 лет до того, как ее освоили монголы. Почему разъединился этот народ? Куда делись его выдающиеся каганы, дружившие с персидской и византийской империями? Где историки, которые напишут об этом хорошую и правдивую книгу? И почему не поставить памятник хотя бы одному нашему тюркскому кагану? Реальные их лица имеются в запасниках Китая. Не с монголов же начиналась летопись становления нашего народа?! Она, наоборот, была деформирована и даже приостановлена в результате монгольских завоеваний и деяний.

Завершая раздел нашествия монголов, отметим здесь только одно обстоятельство. Регулярная (из-за непрерывных войн) армия монгольского малочисленного этноса (максимальная мобилизация 150 000 человек) показала свое заметное превосходство над кочевыми этносами, войска которых формировались по случаю. Например, военный потенциал кипчаков был сопоставим, а по численности даже превосходил монголов. Однако необходимого единства не было. Даже самостоятельные племена кипчаков, разделились. Часть кипчаков перешла на сторону монгол и впоследствии стала неустрашимой гвардией Бату-хана. Часть кипчаков во главе с ханом Котяном откочевала в Венгрию. Значительная часть детей и юношей была продана в рабство в далекую страну Миср, где на острове мамлюков образовалась целая колония тюркских воинов, ядро которой составляли кипчаки. Тропа работорговли, которую протоптали иудеи Хазарии, превратилась при монголах в широкую колею, по которой в ХIII веке шли в основном тюркские этносы. Война требовала денег, и быстрее всего их приносила торговля рабами. Кстати, именно они (проданные рабы) нанесли монголам первое поражение в победоносных для них временах в ХIII веке. В 1260 году монгольские войска дошли до Сирии и встретились там с мамлюками, во главе которых стоял наш знаменитый земляк Султан Бейбарс I аль Бундукдари (по одним сведениям – кипчак, по другим – берыш). Ядро мамлюкского войска составляли кипчаки, но это уже были не те простодушные степные пастухи, а напротив, хорошо обученный «спецназ». Они прекрасно понимали, что перед ними стоит их первый продавец – монгол. Как на детей смотрели тюркские мамлюки на идущих лавой монголов, а затем, сомкнув ряды, гнали их до реки Ефрат. Это было первое и единственное поражение монголов в период XIII-XIV вв. Вместе с монголами в историю кочевых народов пришли времена сильных централизованных государств, единого народа, регулярных армий и т.д.

К сожалению, наши доблестные ханы XIV и последующих веков этого не поняли. Один из самых компетентных историков нашей страны Канагат Жукеш, глубоко погруженный в скорбную фактажность нашего средневековья, пишет: «Хан баласында қазақтың қақысы бар (казахский народ имеет право предъявлять счеты ханскому роду). Казахские ханы XVIII века оказались не на высоте по защите своего народа… Они обязаны были предвосхищать намерения соседствующих стран… Заранее подготовиться к ожидаемым столкновениям, создать регулярную армию, вооружить и обучить ее, построить приграничные укрепления, приучить народ к оседлости… Вместо этого казахские ханы занимались барымтой во владениях соперников, а узбекские ханы – канизаками, содержащимися в их гаремах».

Это самые горькие и убедительные слова и анализ, которые довелось слышать автору статьи. Только сказанное надо отнести к рядности XIV–XIX вв. На наш взгляд, Канагат Жукеш, блестяще владеющий темой и методологией современного исторического анализа, на основе знаний научных школ Л. Февра, А. Тойнби, – и других и есть тот ученый, способный написать переосмысленную историю Казахстана, без излишней мифологизации, защоренности, с современной парадигмой видения, а главное – нацеленностью на результативное ее восприятие для целей решения будущих задач нашего этноса. Очевидно, что по написанию переосмысленной истории будет объявлен тендер. Крайне близоруко если он по милости соответствующего министерства, пройдет по обычной схеме «жакынтусканбаев победил». Очевидно, здесь необходимо другое правоприменение. Например, претенденты должны опубликовать авторефераты, для обсуждения и прозрачности. А денежную составляющую вообще не принимать в расчет, т.е. не играть на понижение. Идеология дорогой товар, на этом не надо экономить.

Айдар Сеит-Кожа
СЕЙДАЛИЕВ,
«D»
[email protected]

РОДИНА
Родина Чингисхана – МОГОЛСТАН
(Продолжение. Начало №14 от 10.04.2014)

Место избрания ханом Чингиса пишется по разному: Хөк нур (1 СИМ, с. 51), Кок нур (2 СИМ, с. 27) и Кок нор (3 СИМ, с.488). По-тюркски «көк» – синий, «нор» – озеро. Применительно к траве слова көк и жасыл являются синонимами. На западе Бурхана, на востоке от Аралтобе есть озеро Жасыл көл (Зеленое озеро). Это маленькое озеро действительно сине-зеленое, так как его дно – травянистое. Озеро со всех сторон окутано труднопроходимыми горами, только с юга имеется просторное ущелье для прохода. Чингисхан вполне мог выбрать это место для своего избрания ханом как наиболее безопасное, и, спасаясь от тайджиутов, он с семьей перебрался именно сюда.

Когда китайцы перебили джалаирцев, одна группа откочевала к стойбищу Мунулум, которая была вдовой Дутум-Мэнэна, предка Чингисхана. У нее было девять сыновей. Джалаирцы убили ее вместе с восемью сыновями, спасся только один ребенок по имени Хайду. Позже «уцелевшие джалаиры привлекли их к ответствен-ности, и с тех пор до настоящего времени это племя (джалаир) является утегубоголом и по наследству перешло к Чингисхану и его уругу (Рашид-ад-Дин. «Сборник летописей». М.Л. 1952. Т. 1. Книга вторая. С. 19). Следовательно, предки Чингисхана были родственниками джалаиров. Когда Хайду стал правителем, пошел с войском на колено Ялаир и покорил его, «поставил ставки свои в Бараху при Черной речке» (Н. Бичурин. «История монголов», М., 2011. С. 18, 19). В книге дано пояснение словам «черная речка»: «На монгольском языке Харагол». А на казахском языке – Қарақол. Местность и река с таким названием находятся на юго-востоке Аралто-бе, южнее Орбулака.

Когда Онхан и Чингисхан вместе собрались сражаться с Жамухой, Онхан приехал к Чингисхану через местность От-кия (3 СИМ, с.494). От – «трава», кия – «склон»: травянистый склон. Ныне травянистый склон Кызылкия лежит у берега Каргалы, соприкасаясь с Орбулаком с юга.
Прожив бок о бок с Жамухой больше года, по подсказке Борте Чингисхан с местности Шубар за ночь уходит от него в местность Коренлик (3 СИМ, с. 494). От Шубара дойти за одну ночь до Монголии, конечно, невозможно. Поэтому я думаю, что он поехал в Баркорнеу – около 30 километров восточнее Шубара. Коренлик оз-начает «видный всем», а Баркорнеу – «всевидный».

Когда меркиты весной внезапно напали на Чингисхана, его юрт находился в местности Буркей-Ирге (3 СИМ, с. 480). «Ирге» – бок о бок, рядом. К Ортатау на севере примыкает гора Иргетау, которую до сих пор используют скотоводы как коктеу, где получают приплод весной. Если Буркей-Ирге – это Иргетау, тогда Чингисхан наверняка к Бурхану бежал от меркитов через Баркорнеу, на-ходящемуся в 10 километрах на северо-востоке от Иргетау.

Источники сообщают, что предки Чингисхана Бортечино и Гуа-Марал приехали в Онон из местности Тенгиз (3 СИМ, с. 65), Тенгис (2 СИМ, с. 1), «через много тениз» (1 СИМ, с. 23). Тениз историки отождествляют с Байкалом. Но последний никогда не назывался Тенизом. А Балхаш казахи в древности называли Көкше Тенизом (Синеющим морем). В «Картах киргиз-кайсацкой степи, составленных при Отдельном сибирском корпусе» в Омске в 1837 году, это озеро названо «Балхашъ или Денгизъ» («Атлас Туран в старинных картах», Алматы–Москва, 2008. с.395). В книге Рашид-ад-Дина дан комментарий к слову «Талон-Балджиус» так: «…в ркп. А, S, C u L читается как Балджиус; в ркп. В –Балхус; у Березина –Балджиуш – по-видимому, современный Долон» («Сборник летописей», М. – Л. 1952. Т. 1. Книга первая. С. 74). Слово «Талон» похоже на «Долон». Но это не название местности, а характеристика ее общих черт, вроде «обширный, просторный» и т. д. Название местности – или Балджиус, или Балджиуш, или Балхус. Мне кажется, ближе к истине – Балхус. Потому что «балхаш» – тюркское слово. Его часто употреблял знаменитый казахский композитор и поэт ХIХ века Сегиз сери Бахрамулы в значении «водный простор».

Неужели все эти совпадения случайны?

Исследователь А. Г. Оловинцов пишет: «На основе обнаруженных недавно исторических источников и логического мышления некоторые ученые приходят к мысли, что официальная ангажированная история, составленная правящей верхушкой, мягко говоря, не соответствует действительности… ведь многое в ней напутано или умышленно искажено» (А. Г. Оловинцов. «Тюрок или монгол?», Алматы, 2013. С. 4).

Пятое. Рашид-ад-Дин пишет: «Подробное перечисление тех рек (что стекают со склона горы Бурхан-Калдун) такое:
с южной стороны, в центре – Кэлурэн,
с востока – Онон,
с большого северо-востока – Киректу,
с большого севера – Киркачу,
с большого севера – Чику,
с большого северо-запада – Калаку,
с среднего юго-запада – Бурачиту,
с большого юго-запада – Дулэ» («Сборник летописей», М.– Л. Т. 1. Книга вторая. С. 234).

Если обратиться к картам, то можно убедиться, что река Керулен (Хэрлэн) в МНР не течет «с южной стороны» Хэнтэй, отождествленного с Бурханом.

Течет она с юга на северо-восток. И Онон тоже течет с юга на север, как и Керулен; а Рашид-ад-Дин пишет, что «она течет с востока». Разница очень большая. Ясно, что это не тот Керулен и не тот Онон. А в комментариях сказано, что местонахождение рек Калаку, Бурачиту, Киракту и Киркачу не найдено. В чем же дело? Значит, Хэнтэй – не Бурхан, Хэрлэн – не Керулен, Онын не Онан и не Онон. По-другому это объяснить невозможно. А реки Каратал и Или полностью соответствуют описанию Рашид-ад-Дина: Или течет с востока, Каратал – с южной стороны горы Бурхан, но не с его склона, а с центра, между Алтынемельскими и Бураходжирскими горами, которые относятся к Бурханскому массиву.

Река Керулен свое начало берет с плоского Югенташского хребта, который разделяет на две части большую долину, находящуюся между горами Бурхан-Буракожыром и Алтынемель. Все реки и речушки, берущие свое начало с южной стороны Бурхана, текут только на юг в направлении к Иле, только Терисаккан (Белдин суы) течет на запад. Поэтому ее и назвали Керулен – «текущий обратно». Когда в нее справа впадает Агныкатты (ныне – Аксу), слева – Каргалы, эта река называется Каргалы. После впадения речушки Ала-ман называется Кескентерек; когда слева впадает вторая Терисаккан, т. е. «текущая напротив», справа Коксу, река называется Коксу. Потом русло рек поворачивается на север, справа еще впадают Тен-тек (Ыргын или Ыргуын) и Каратал, под последним названием впадает в Балхаш.

Если внимательно читать источники, то понятно, что написано все так, как этого хотели переводчики. Например: «Бортечино с Гуа-Маралом приехали «в Бурхан-халдун, откуда берет свое начало река Онон» (1 СИМ, с. 23), «Они, откочевав с Тенгиса, обоснова-лись в Бурхан, который находится в верхах реки Онон» (2 СИМ, с. 1), «переплыв Онон-мурен <…>, обосновались в горах Бурхан-Калдын <…>, у истоков Онон реки» (3 СИМ, с. 465). Значит, река Онон не течет с самого Бурхана (Хэнтэй), как в Монголии, а течет вблизи Бурхана, который находится у истоков Иле, как в Жетысу.

Рашид-ад-Дин про владения четвертого сына Чингисхана Тэмугэ пишет: «Его область и юрт находились на северо-востоке в отдаленной части Монголии (Могулистан), так что по ту сторону не было больше ни одного монгольского племени» (Т. 1. Книга вторая. 1952. С. 56). Прочитав это, остаешься в недоумении: во-первых, почему Монголия отождествляется с Могулистаном? Во-вторых, где может быть его юрт на северо-востоке Монголии, притом в «отда-ленной части?». Там же река Шилка и Амур, которые ни разу не упоминаются ни в одном источнике. А Могулистан принято историками отождествлять не с Монголией, а с Жетысу. В-третьих, может быть, Монголией названа не нынешняя МНР?

Если вспомнить, отец Чингисхана женился на Оэлун, отняв ее у меркита на полпути, а муж ее привез с юрт конгирата. Таким образом, можно определить, что юрт Чингисхана находился посередине между конгиратом и меркитом. Отец жены Чингисхана Дай-сечен жил в Шекжере, т. е. на границе с Сартаулом (Хорезм). Конгираты и сейчас живут там в окрестностях Отрара. А меркиты жили в горах Тарбагатая и Саура. На северо-востоке Алакуля имеется местность Токта, я предпологаю, что там и жил когда-то предводитель меркитов Токта. А Жетысу и сегодня лежит между Отраром и Токтой. Если не так, тогда дальше Хэнтэй на востоке где могли жить меркиты? Вдоль Амура?

Про кереи Рашид-ад-Дин пишет: «Они представляют собою род монголов (моголов – Б. Н.); их обиталище есть (по рекам) Онону и Кэрулэну, земля монголов. Те округа близки к границам китайской страны» (Т. 1. Книга первая, М. – Л. 1952. С. 127). Дальше: «Эти племена (найманов) были кочевыми, некоторые обитали в сильно гористых местах, а некоторые – в равнинах. Места, на которых они сидели, как упомянуто, таковы: Большой (Екэ) Алтай, Кара-корум, где Угедей-каан в тамошней равнине построил величественный дворец, горы: Элуй-Сирас и Кок Ирдыш (Синий Иртыш), – в этих пределах обитало также племя канлы, – Ирдыш-мурен, который есть река Иртыш, горы, лежащие между рекой и областью киргизов и соприкасающиеся с пределами той страны, до местностей земель Могулистана, до области, в которой живал Онхан, – по этой причине у найманов с Он-ханом постоянно были распря и вражда, – до области киргизов и до границ пустынь, соприкасающихся со страной уйгуров» (там же, с. 136, 137). Как я понимаю, найманы и кереи в составе казахов и ныне живут в вышеназванных местах, соприкасающихся с китайскими и уйгурскими землями.

Тот же Рашид-ад-Дин пишет: «Киргиз и Кэм-Кэмджиут – две области, смежные друг с другом: обе они составляют одно владение (мамлакат). Кэм-Кэмджиут – большая река, одною стороною она соприкасается с областью монголов (Могулистан) и одна (ее) гра-ница – с рекой Селенгой, где сидят племена тайджиуты» (там же, с. 150).

«Тайджиуты произошли от Чаракэ-лингум, сына Хайду хана, и нигде не упоминается о происхождении (их) от Начина. Упоминается лишь, что он уберег от (племени) джалаир своего племянника по брату Хайду и (что) он вместе с ним вышел и обитал на реке Ононе» (там же, с. 180). Выходит, часть тайджиутов жила ниже Селенги, на границе Могулистана, а часть – в центре Могулистана.

В книге «Материалы по истории киргизов и Киргизии» (М., 1973) помещены извлечения из «Зафар-наме» Низам ад-Дина Шами, написанный в 1404 году, где описываются походы Тимура против моголов (Могулистан). Читаем: «В это время пришло известие, что Инга-тюре из Могулистана… вторгся в пределы государства» (с. 105). Из этого видно, что Инга-тюре, потомок Чингисхана, жил в Могулистане. «Еще раньше в местность Улан-Чарлык и Чапар-Айгыр пришли Улан-Буга и Инкаджак с тысячью воинов. Они ра-зыскивали племя барын, чтобы подчинить тот валейет Инге-тюре» (там же, с. 107). О племени барын Рашид-ад-Дин писал, что они жили вблизи с тайджиутами (Т. 1, Книга 1, 1952, с. 187). А тайджиуты жили в Могулистане, где Чапар-Айгыр называется и сейчас Шубар-Айгыром. Это подтверждают и другие названия местности: «Эмиры вернулись к Тимуру, привели с собой одного пленного и допросили его. Он сказал: «Бунтовщики сидят в местности Урунг-Йар… На четвертый день они пришли в местность Ай-Акуз и там, собрав царевичей, нойонов и эмиров, устроили совет… И лично сам, командуя войском, поднялся на Кара-Гучур, пройдя через местности Кара-Тау, Шипар-Тау, Кураган и Йарлагу,… изгнав оттуда Инга-тюре,… повернули обратно… Тимур приказал Омар-шейх-бахадуру отправиться на розыски. Он, отправившись одной дорогой, дошел до местности Ит-Ичмаз Ала-куль» (там же, с. 107). Уржар, Аягуз, Чубартау, Барлык (Йарлаг) – все находятся в Восточно-Казахстанской области, а Итишпестин Ала кули – в Жамбылской. Все они к МНР не имеют никакого отношения.

В «Зафар-наме» дальше пишется: «Тимур оставался в Кара-Гучуре,… отправил их в сторону Иртыша на поиски врага» (там же, с. 108). А Иртыш находится где? Дальше читаем: «Он (Тимур – Б. Н.) дошел до местности Сычкан-Дабан… и, обнаружив там иль и вилайет бул(а)гачи, приказал, чтобы воины перебили все, что смогут, а остальное разграбили,… переправившись через Ила, дошли до Сють-Куль и Чичкалика, где обнаружили многие народы» (там же, с. 109). Сычкан-Дабан – это Тычкан-Тау, который находится на востоке Бурхан-тау в Панфиловском районе, а Сють-Куль – это Иссык-Куль, всем историкам известный. Если все они во времена Тимура были в Могулистане – Жете – Жетысу, почему тогда не могут быть там и во времена Чингисхана?

«Зафар-наме» Шараф ад-Дина Али Йезди, написанный в 1424–1425 гг., Могулистан отождествляет с улусом Джете. Где описывается пятый поход Тимура в Могулистан против Хызр-Ходжа оглана и Инга-тюре и названы те же и другие местности нынешнего Же-тысу: Урун-Йар (Уржар), Чапар-Айгыр (Чубар-Айгыр), Пай-Акуз (Аягуз), Шибарту (Шубартау), Кой-Мураг (Кой-Манырак), Буур-лагу (Барлык), Кубак (Кубас), Ит-Ичмас-Алакуль, Иртыш, Эмил-Гучур (река Емил), Сычкан-Дабан (Тычкан-тау), река Ила, Сють-Куль (там же, с. 137, 138 и 139). Там приводятся такие слова самого Тимура: «Вы также войдите в Могулистан и займитесь уничтожением неприятелей» (там же, с.140). Про войско Тимура дальше говорится: «Они преследовали на конях… удали и натиска по сторонам и краям тех областей и земель, пока не пройдя Алмалыг и пе-реправившись вплавь через реку Ила, не достигли Каратала, что был юртом Инга-тюре» (там же, с.143). А Инга-тюре был моголом, потомком Чингиса, казахи всех потомков Чингисхана называют тюре.

В книге Ал-Бахрайн Абд Ар-Раззака Самарканди «Матла ас-Са-даин», написанной в 1470–1471 гг. говорится: «Тимур, отдав весь Могулистан Кебек-Тимуру, включил в его ярлык (местности) до Кара-Ходжи…» (в той же книге, с.151). И описывая походы Тимура в Могулистан, называют местности Чарун (Чарын) Алматинской области, Иссык-Куль, Ат-Баши, Арпа-Йазы Киргизстана, Аспара и Чу Жамбылской области. Из всего этого видно, что Могулистан не Монголия.

(Продолжение следует)

Бексұлтан НҰРЖЕКЕ-ҰЛЫ,
Заслуженный деятель
Республики Казахстан

Республиканский еженедельник онлайн