Россия предала своих партнеров по Таможенному союзу. Легко ли быть союзником России?

Признаюсь, некоторое время я недоумевал, почему белорусские и казахские власти молчат перед ратификацией у нас соглашений по ВТО. Мне-то ситуация представлялась совершенно очевидной: таможенный союз трех наших государств и присоединение к ВТО лишь одного из них вступают в непримиримое противоречие (кстати, фактический создатель этого союза академик С.Ю.Глазьев – он неоднократно подчеркивал, что вступать в ВТО страны Таможенного союза могут лишь вместе, а никак не порознь).

И дело даже не в том, что мы согласовали в рамках Таможенного союза одни уровни таможенной защиты, а после вступления России в ВТО уровни другие – существенно ниже. Предположим, об этом сумели как-то передоговориться. Но, главное: ВТО – это ведь, как минимум, по своей декларируемой идее, инструмент не одностороннего открытия рынков сбыта продукции, но инструмент открытия рынков сбыта взаимного. Все те пониженные пошлины на ввоз к нам продукции, которые теперь, после присоединения России к ВТО, автоматически, в рамках Таможенного союза, распространяются и на Белоруссию, это ведь наши уступки, которые, хотя бы теоретически, должны компенсироваться для нас соответствующим снижением пошлин и на ввоз нашей продукции в другие страны. Даже вопрос о неадекватности в данном случае этой компенсации (никто всерьез нам рынки не открывает) оставим в стороне. Но при присоединении к ВТО не всего Таможенного союза, а одной лишь России, на ввоз товаров белорусских и казахских снижать пошлины даже символически никто вообще не обязан. То есть братья-союзники от нашего шага совершенно безусловно несут одни лишь издержки, не получая в обмен никакой, даже минимальной, хотя бы символической выгоды.

Дальше – еще больше. Помните, как нам авторитетно разъясняли, что ВТО, мол, это, прежде всего, цивилизованная процедура разрешения торговых споров. Сколь она «цивилизованная» и что в ее рамках сумеет отстоять Россия – это мы еще увидим (во всяком случае, судей выбираем не мы). Но, специально обращаю на это внимание: Белоруссия и Казахстан, уже неся все издержки от вынужденного открытия своих рынков, к этой процедуре оказываются вообще не допущены! И как же тогда охарактеризовать подобные действия российских властей?

Но это была лишь моя логика, которая по каким-то неизвестным мне причинам до сих пор позициями, заявлениями и действиями властей Белоруссии и Казахстана, вроде как, не подтверждалась. Складывалось впечатление, что там все всем довольны и никаких претензий к нам нет. Для меня это было, повторю, чрезвычайно странным. И если объяснимым, то исключительно какими-либо скрытыми попытками вести переговоры и найти непубличный способ разрешения очевидного для меня конфликта.

Но вот президент Белоруссии А.Лукашенко провел пресс-конференцию для российских журналистов и, к сожалению, подтвердил самые печальные мои предположения – о том, что действия России по одностороннему (без партнеров по Таможенному союзу) присоединению к ВТО не были согласованы с партнерами. С партнерами и, одновременно, что не менее важно, практически единственными на всей Земле нашими союзниками.

Как это называется?

Лукашенко был дипломатичен: «Мы предупреждали о своей обеспокоенности, но Россия нас заверяла, что нас не бросит». А в переводе с дипломатического? У Белоруссии оказалось просто недостаточно рычагов принуждения России к элементарному соблюдению своих обязательств по Таможенному союзу и учету интересов союзников…

Наши центральные СМИ сообщают, что Лукашенко «обиделся» на российские власти за одностороннее присоединение к ВТО. Это, понятно, такое специальное унижающее определение, призванное создать у нас представление о каком-то злобном и, одновременно, мелком («обидчивом») соседе. Но мы-то должны понимать: на предательство не обижаются. Тут уместны иные категории…

Для нас же, в конце концов, не так важна форма реакции обманутого властями нашей страны союзника нашего государства. Для нас важен факт: они не только сделали шаг, который мы можем трактовать как ошибочный, опрометчивый или даже предательский по отношению к нам, – а ну, как мы ошибаемся, и нам же от этого будет только лучше? Но они от нашего с вами имени еще и предали наших союзников – и тем самым опозорили перед ними нас – граждан России.

Что же дальше? Может быть, ничего страшного – временные трудности? Со дня на день примут и Белоруссию с Казахстаном, и тогда никаких проблем, и даже как будто не было и никакого предательства союзников?

Что примут в ближайшее время, теоретически допускаю. Но задаюсь вопросом: зачем? У нас в мире вокруг что – все сплошь альтруисты?

Или не альтруисты, но с болезненным чувством справедливости, перебивающим стремление корпораций к максимизации прибылей? Так если рынок Белоруссии руками российских властей для внешних товаров уже открыт, какой же идиот теперь будет добровольно, не получая взамен от Белоруссии что-то еще, открывать ей встречно и свои рынки? Такие, может быть, в мире и есть, но очень подозреваю, что никак не большинство. И главное: вовсе не нужно открыто и цинично признавать, что все, что нужно, от Белоруссии уже получено, а, значит, принимать ее в ВТО и тем самым, в том числе открывать ей доступ к судебным процедурам, нет никакой необходимости.

Достаточно педалировать тему «недостаточности демократии» – как предлог для непринятия в «цивилизованное сообщество».
Чьими руками Белоруссия поставлена в такое тяжелейшее положение?

Нашими – если мы демократическое государство и, значит, отвечаем за действия своих властей.

Кстати, выход у наших обманутых союзников из этой ситуации есть. Знаете на каком пути? На пути руководствования принципом: «Побеждает тот, кто предает коварнее». Не к этому ли мы подталкиваем своих союзников?

Действительно: в следующем году планируется принятие в ВТО Казахстана. На каких условиях? Да очевидно же: для принимающих это будет иметь смысл только в одном случае – если они тем самым еще более решительно взломают таможенные границы России. Значит, для того, чтобы Казахстан был принят, он должен пойти на еще более «либеральные» условия. Специально подчеркиваю:

– грош-цена тогда окажется всем «достижениям» наших переговорщиков;

– не Казахстан будет виновен в потере Россией даже тех, и без того шатких позиций, которые как будто еще есть у России – российские власти предали союзников первыми.

И что в таком «союзе» останется делать Белоруссии? Беда: прочь бы из такого «союза», от таких союзничков, до вот объективно пространства для маневра нет – даже выходов к морю своих не имеется.

И что остается – попытаться продать союзников еще круче, до какого-нибудь полного (хотя куда уж полнее!) абсурда? Не только согласиться обнулить все пошлины и ничего не дотировать, но вообще отменить таможенный и пограничный контроль на своей границе с внешним миром?

С термином «союзник» что-то не то?

Или с Россией?

Юрий БОЛДЫРЕВ

НАША СПРАВКА
• Юрий Болдырев родился 29 мая 1960 в г. Ленинграде. С 1989 по 1991 гг. – народный депутат СССР от Ленинграда. С 1991 по 1992 гг. – член Высшего консультативного совета при председателе Верховного Совета РСФСР, затем – при Президенте России. В 1992–1993 гг. был Главным государственным инспектором РФ – начальником Контрольного управления Администрации Президента России. С 1993 по 1995 г. – член Совета Федерации России от Санкт-Петербурга.C 1995 по 2001 г. – заместитель председателя Счётной палаты Российской Федерации. В 1993 г. на выборах в Государственную Думу совместно с Григорием Явлинским и Владимиром Лукиным возглавил избирательный блок «Яблоко».

Республиканский еженедельник онлайн