(Окончание. Начало в № 30 от 12.09.2013 г.)
Как известно, согласно официальной точке зрения и канонам академической науки, Чингисхан происходил из рода қиятов – боржигинов, причем забытое имя қиятов снова входит в употребление, начиная с прадеда Чингисхана Қабыл хана, а боржигинами стали называть потомство Есугея – отца Чингисхана. В этой связи остановимся на термине «боржигин». Это сложная лексическая конструкция, включающая две корневые основы – два корня («бөрі» в переводе с казахского – волк и «жігі», означающее часть целого). Таким образом, лексема «боржигин» семантически означает часть народа, родословная которого идет от волка. Если мы вспомним, что, согласно известной легенде, прародителем тюркского народа является волк, то слово «боржигин» будет однозначно подразумевать часть тюркского народа. Возникает вопрос к какому конкретному тюркскому роду относится эта часть?
Еще раз напомню, что единственными родами казахского народа, имеющими тамғу в виде волка, являются найманские роды матай и садыр.
Поэтому предполагаю, что боржигины могли принадлежать этим найманским родам. Нелишне будет напомнить, что ураном всех найманов наряду с каноническим именем «Қаптағай» является и имя «Матай». В книге «Под знаком волка. Тюркская рапсодия» я писал о том, что этноним «матай» происходит от греческого – мата, что означает «мать, кормилица». Некогда море Азовское называлось морем Матайским (Меотидой), поскольку оно через пролив Боспор Киммерийский (ныне Керченский) «кормило» и «подпитывало» своими водами Понт Евксинский (ныне Черное море), а скифский народ, живший вокруг этого моря, был назван матаями (меотами). Согласно Библии, Матай (Мадай) был сыном Яфета, внуком пророка Ноя, а его потомки в свое время создавали государства Миттанию в Малой Азии (ХVII в. до н.э.), Мидию (VIIІ в. до н.э.) в Передней Азии, 28 лет правили Вавилоном в VII в. до н.э., а в III в. до н.э. на севере Китая создали гуннское государство, данником которого был ханьский Китай.
В современных казахских родословных один из потомков рода Матай происходит от Қытая, потомка хеттов-кете, которые в XII в. до н.э., уйдя из Малой Азии, в Китае создали государство Чжоу. Как мы писали ранее, в VIII в. до н.э. в результате междоусобных войн эта династия распалась, и в Китае наступили «смутные» времена периода многоцарствий. Отдельные роды чжоуского государства на Алтае основали поселение Эргунекон и там, восстановливая свои силы, размножались. Таким образом, хотя Рашид-ад-Дин не называет род Матай в числе родов – выходцев из Эргунекона, видимо, в составе қораласов или баяутов он там находился, поскольку позже именно Борте Ашну (Борте Чино), потомок волка-первопредка, привел их на Бурхан-Халдун. И вполне допустимо, что теперь, уже знаменитый Малик-баяудаец, мог происходить из рода Матай, поскольку, еще раз повторюсь, единственными казахскими боржигинами с тамгой волка-первопредка являются матаи. В книге «Под знаком волка. Тюркская рапсодия» я установил возможные родственные отношения между казахскими родами Ботпай и Матай, а поскольку Қораласы — родственны Ботпаям и некогда вышли из Эргунекона, то и роды Ботпай и Матай находились там. В пользу этой версии говорит и тот факт, что ботпаи сегодня в составе казахского племени уйсынов, которые, согласно Рашид-ад-Дину, относятся к выходцам из Эргунекона.
Усиливая этот тезис, добавлю, что в современных казахских родословных найманские роды Шан и Матай находятся в близком, кровном родстве, а шаны в XVIII в. до н.э. в Китае создали первую династию Инь, правопреемницей которой стала династия Чжоу, поэтому, продолжая традиции своих предков, Чингисхан в очередной раз на Востоке создал великую империю, а на территории Китая воцарилась очередная тюркская династия Юань.
Как я уже ранее отмечал в «Сокровенном сказании монголов» (§ 213), Чингисхан, после того, как в 1206 г. «направил на путь истинный народы, живущие за войлочными стенами» (§202, «С.С.»), обращаясь к Онгуру (двоюродный брат Чингисхана, сын Мангету – Кияна, старшего брата Есугай – Баатура, «С.С.», § 50) сказал: «Ты ведь был со мною одним куренем. Ты, Онгур, сын Мунгету – Кияна, со своими Чаншиутами и Баяутами… Ты, мой Онгур, в туман не терял ты дороги, а в смуту был верен ты мне. Со мною ты мокнул в ненастье, со мною в мороз коченел…». И на вопрос Чингисхана: «Какую же ныне награду ты хочешь?», Онгур ответил: «Если мне дозволено, если мне дозволено выбирать, то дозволь мне собрать воедино братьев моих Баяутов (выделено мной – К.З.), которые разбросаны и разметаны по всем концам…».
Если исключить меркитское происхождение Чингисхана, то его происхождение из рода Баяуыт можно считать вполне установленным, и слуга Малик – баяудаец заслуживает высокой чести быть прародителем Чингисхана и его рода. Но нам интересны потомки этого народа среди тюрков XXI века. Вспоминим, что Т. Абенай считает, что крупное казахское племя Байұлы является этнопотомком народа Баяутов.
Попробуем обосновать этот тезис.
Напомним, что гвардию Онгура составляли родственные ему чаншуиты и баяуыты. Первые в современных казахских родословных под именем шаңышқылы находятся в составе древних казахских қаңлы. Русский востоковед Н.А. Аристов в книге «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей» (СПб, 1896) пишет: «Род баят или баяут был родом канглов…». Известно, что государство народа қаңлы еще со времен хунну занимало территорию Центрального и Западного Казахстана, севернее озера Балхаш, вплоть до Аральского моря.
Сегодня здесь живут в том числе многочисленные казахские роды племени Байұлы. Кроме того, тамғой рода Шаңышқылы, родственного Баяутам является стрела, а единственный из 12 родов Байұлы, тамғой которого является стрела, – это род Адай. Как следствие, казахские адаи могут быть этнокультурными потомками онгуровских баяуытов. В родословной моей супруги Марзии (она по отцовской линии из рода Адай) есть крупное подразделение под названием Муңалы. В разных источниках, в том числе у Рашид-ад-Дина, монголов называют мугалами – муңалами.
О воинственных даях – даках – адаях много можно прочитать в источниках. Европейские даки составляли грозную силу в противоборстве с римлянами, другая же, азиатская часть, под названием даев основала в III в. до н.э. могущественную Парфию, правителя которой великий римский полководец Помпей величал титулом «царь – царей». Вполне допускаю версию, что этот великий, воинственный народ Адай в XII в. родил «величайшего тюрка всех времен и народов – Чингисхана», по выражению М.Аджи.
Согласно установленного нами на территории Монголии XII-XIII вв. наличия KZ – фактора, принадлежность Чингисхана к тюркскому миру не вызывает сомнений. Нам же интересна его конкретная принадлежность к определенному роду, в том числе современного казахского народа. Подытоживая наши рассуждения, мы можем с большой долей вероятности считать Чингисхана принадлежащим к одному из следующих казахских родов:
I. Меркиты. Эта версия основана на том, что отец Чингисхана Есугай Баатур отобрал Әуелім – свою вторую жену, у меркитского царевича Шілета (Чиледуя) в то время, когда молодожены ехали в родовые земли мужа, в места кочевий меркитов. Родившийся после этого Темршин мог быть зачат от законного мужа Әуелім – меркитского царевича Чиледуя. Напомню, что меркиты сегодня находятся среди абак-кереев казахского народа.
II. Род Бағаналы. Эта версия основана на совпадении родового знака Чингисхана с тамгой рода Бағаналы и принадлежности последнего, как установлено нами ранее, к числу родов – выходцев с Эргунекона – монголам дарлекинам.
Не исключается принадлежность Чингисхана к казахским родам сіргелі, жалайыр, табын, тама, тарақты, у которых тамға совпадает с тамғой Чингисхана.
III. Род Матай. Это единственный род у казахов, тамгой которого является Бөрі – волк. А человека, который привел предков Чингисхана на Бурхан Халдун, звали Бөрте Ашну (Борте Чино) – потомок первопредка Волка, основавшего род Боржигинов.
IV. Род Адай. Эта версия основана на «Сокровенном сказании монголов», где баяуыты заявлены как род двоюродного брата Чингисхана (по отцу) Онгура. По нашим данным, этнокультурыми потомками баяутов XIII в. являются казахские адаи из племенного объединения Байұлы.
Как исследователь, я больше склоняюсь к версии о принадлежности Чингисхана к родам Матай или Бағаналы. Сегодня эти роды находятся среди племенного объединения казахов под названием Найман, но во времена Чингисхана они могли состоять в других племенных союзах. К примеру, Бағаналы когда-то был среди кереев, Балғалы – среди кипчаков, матаи составляли костяк сеиров и т.д.
V. Род Шанышқылы. Ранее я упоминал о противоречиях между Рашид-ад-Дином и неизвестным автором «Сокровенного сказания монголов», когда первый не считает Онгура сыном Мангету – Кияна и, соответственно, дворюдным братом Чингисхана. Отсюда и баяуыты – не родственное Чингисхану племя. Но тогда все лавры высокого родства переходят к чаншиутам, которые согласно Рашид- ад- Дину, были кровными родственниками Чингисхана по прямой отцовской линии.
Т.о., род шанышқылы может претендовать на родство с Чингисханом, если окажется прав Раши-ад-Дин, а не автор «Сокровенного сказания монголов».
По сложившейся традиции, старшему сыну Жолшы – Жошы, который должен был наследовать власть отца, Чингисхан при разделе своей огромной империи отдал территорию, известную как Улус Жошы, которая охватывала весь современный Казахстан, и именно старшему сыну Жошы отец передал по наследству свои родительские роды Бағаналы и Матай, которые ныне проживают у подножий гор Улытау и отрогах Алтая, охраняя и оберегая тайны и заветы своего великого Сына. И кто знает, может, и в самом деле прав выдающийся сын казахского народа Калибек Данияров, который предполагает, что в усыпальнице таинственного Алаша-хана, что находится рядом с гробницей Жошы-хана, у подножия Улытауских гор Центрального Казахстана покоится прах того человека, который потряс Вселенную своими величественными деяниями. И пепел его праха взывает к нам, его потомкам – занять достойное место в этом мире, как и подобает его наследникам!
Кайрат
ЗАКИРЬЯНОВ,
профессор