Громкие скандалы. Циничные интриги. Захватывающие расследования. Махинации на миллионы, если не миллиарды долларов. Обширнейшая география постсоветского пространства и не только, куда оказался втянут и Казахстан. Все это, согласно опубликованным в сети документам, дело рук турецкой группировки во главе с небезызвестным Вейселом Аралом, подмявшей под себя жирный кусок мирового телекоммуникационного пирога. Речь идет о филиалах – сотовых операторах, таких, как Kcell, объединенных ныне под крышей скандинавского гиганта TeliaSonera – TS.
Последний форпост международных махинаторов – это Казахстан. Остальные страны, где присутствует сотовая связь TS, ее же руководством практически вычищены. Адская работа, сравнимая с наведением порядка в Авгиевых конюшнях, начата не сегодня и даже не вчера. Биг-боссам TeliaSonera приходилось аккуратничать в своих действиях, что не удивительно. Скандинавский телекоммуникационный гигант ярко представлен на лондонской бирже. Малейшее недоразумение мгновенно сказывается на цене акций, тогда убытки неизбежны. Исчисляются они, как правило, десятками и даже сотнями миллионов долларов. Поэтому международным корпорациям приходится бороться с коррупцией в своих рядах, подобно хищникам, незаметно подкрадывающимся к добыче, наносящим молниеносный удар и столь же стремительно уволакивающим трофей в свое логово, не оставляя улик.
Собственно, так был уволен Вейсел Арал – идейный вдохновитель, если не сказать Дон Корлеоне группы турецких верноподданных, в свое время воспользовавшихся ситуацией, подмявших под себя мобильные рынки не только Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Грузии, Таджикистана, Молдовы, но и Непала. В скандалы оказались втянуты даже представители президентских семей. Дочь главы соседнего государства Гульнара Каримова, подозреваемая в содействии отмыванию миллионов у.е., долго судилась, пока не оказалась под домашним арестом. В нашем отечестве, к счастью, нерадивым топам Kcell не удалось вовлечь в свои неблаговидные дела никого, кто мог бы бросить тень на РК на мировой арене. За каждым шагом дельцов сотового оператора наблюдают едва ли не через лупу. Подтверждением тому – периодически инициируемые государством судебные тяжбы с космическими исками.
Так в середине марта этого года суд поддержал отечественное Агентство РК по защите конкуренции (АЗК) и его намерение взыскать с компании штраф 16 миллиардов тенге. Были и другие иски, но не о них сегодня речь. Как выяснилось, у Kcell в целом и его нынешнего руководства в частности есть и более существенные проступки. Так глава казахстанского офиса TeliaSonera – Али Аган, ставленник Вейсела и его непосредственный протеже, сильно нервничает, когда его спрашивают о получении лицензии на работу в нашей стране. Все дело в том, что к своим непосредственным обязанностям в Казахстане он приступил априори незаконно, не успев к тому времени получить обязательный документ с гербовой печатью. Впрочем, и это не самое главное. Далее, дабы не напутать представленный на всеобщее обозрение фактаж, подкрепленный документами, процитируем серию любопытных вех из жизни турецких верноподданных в РК.
Все дороги ведут в Казахстан
Терпеливо выжидая момента, Вейсел Арал шел к посту главы дивизиона. Занять место своего предшественника Теро Кивисиари, который был переведен на другую должность после «узбекского скандала» (по другим данным, он был уволен), помог не столько случай, сколько расчет и нынешний СЕО казахстанского филиала TeliaSonera Али Аган. Последний несколько лет проработавший в азербайджанском Azercell, но сменивший страну пребывания и работы после широко известного скандала на Узбекистан. Там, по некоторым данным, он оказался вовлечен в процесс отмывания многомиллионных сумм, будучи исполнительным директором Ucell. Патронировала процесс дочь президента страны Гульнара Каримова, с которой господин Аган имел не только деловые, но и дружеские отношения, связи с которой до добра еще не доводили никого. Так случилось и с господином Аганом. Впрочем, ему удалось. Ему требовалось вывести из-под удара надежного человека, да и в Узбекистане после начатого за рубежом уголовного расследования, грубо говоря, ловить было нечего.
Став главной регионального дивизиона, Вейсел Арал начал со штатных ротаций. Так при нем в казахстанском подразделении начал работать Нурлан Саргаскаев, родственник министра внутренних дел РК Бауыржана Мухамеджанова. После внутренних разбирательств этот менеджер был отправлен в Непал, где задержался недолго и был уволен. Финансовым директором Kcell, занимающим эту позицию до сих пор, стал Бауыржан Аязбаев. Его непосредственным руководителем сегодня является Али Аган, переживший, как минимум, два скандала в двух странах, но официально «открестившийся» от своего наставника и покровителя. Также сделал и назначенный на роль СЕО Ncell в Непале Эрим Тайланлар.
Однако, как выяснилось, это был всего лишь отвлекающий маневр, чтобы усыпить бдительность руководства TeliaSonera и продолжить свое частное дело, под неусыпным руководством Вейсела Арала. Каждый из вышеупомянутых господ сегодня раздает интервью влиятельным средствам массовой информации, где клянется в преданности компании. Так делал и бывший глава Евразийской сети филиалов. О нем писали в Forbes: «Человек, с которым опасно работать», подразумевая при этом его жесткость, как руководителя. Но как же впоследствии оказались правы журналисты издания, когда наружу всплыла серия затронутых выше скандалов, в которых были замешаны люди господина Арала.
Встреча в Алматы
Доподлинно известно, что в середине января этого года в Алматы (Казахстан) в отеле Ritz-Carlton состоялась встреча, заслуживающая внимания, как минимум, службы безопасности TeliaSonera. За одним столом оказались люди, имена и фамилии которых уже попадали в скандальные хроники. Это сам Вейсел Арал, его протеже Али Аган, действующий финансовый директор Kcell Бауыржан Аязбаев. Но как и для чего на этот раут был приглашен и прибыл прямым рейсом из турецкого Стамбула непальский CEO Эрим Тайланлар? Этот факт несложно перепроверить, сделав соответствующий запрос в казахстанскую пограничную службу, а также запросив видео с камер наблюдения отеля. Знают ли об этом в штаб-квартире Telia? Вряд ли. Равно как и о том, что сегодня доверенные люди Вейсела Арала, но и не без помощи Али Агана, который наверняка знает, с кем имеет дело.
Первое – это ТОО «Micro Engineering» – подрядчик, строящий базовые станции для Kcell. Его владельцы Левет Дериджи (друг Вейсела) и Мухаммед Акбулут (учился с господином Аралом в одном ВУЗе). Второе – ТОО «GSMTech Management» единолично принадлежит гражданину РК Александру Яковенко. Он в свою очередь является близким родственником (отцом супруги) бывшего коммерческого директора Kcell Каспарса Кукелиса (гражданина Латвии, уволившегося по собственному желанию после внутреннего скандала, связанного с ТОО «Micro Engineering»). Последний известен, как прямое «протеже» бывшего главы Евразийского дивизиона TeliaSonera господина Арала. Третий ставленник Бауыржан Аязбаев до сих пор занимает пост финансового директора казахстанского филиала. Он, по некоторым данным, выполняет поручения Вейсела и продолжает финансировать его проекты.
Однако, несколько деталей. В ходе расследования выяснилось, что господин Яковенко 23 апреля 2009 года в 13.00 создал не одну, а две компании – подрядчика, вторая это ТОО «Mobile Streaming». Они до сих пор работают на сотового оператора, имея невероятно большие обороты, что вряд ли опровергнет руководство самой компании (возможно, они переоформлены уже с г-на Яковенко на безликие ТОО, дабы отвести от себя подозрения). Разумеется, это не было бы возможным без помощи Али Агана и его финансового заместителя Бауыржана Аязбаева. Этот дуэт к сегодняшнему дню, что называется, повязан миллионом долларов США. Случилось это в 2010 году, когда Kcell с непальским Ncell при участии компании КДЛ подписали любопытный договор (на сумму 1.800.000 у.е.) о сотрудничестве, а на деле об отмывании средств. Последние две компании должны были поставить оборудование в Казахстан. Справедливости ради надо отметить, что они это сделали, но всего на 800 тысяч долларов. Куда делся миллион, до сих пор никто не знает ответа. А ведь это были пусть частично, но государственные деньги. На тот момент 49% компании принадлежало АО «Казахтелеком».
Пока Вейселу Аралу и Бауыржану Аязбаеву, которые стояли за сделкой – это сошло с рук. Али Аган в роли главы Kcell всячески пытается их оправдать, в том числе и перед Национальным банком РК, заинтересовавшимся пропавшим миллионом. По некоторым данным, после начатого нашими коллегами расследования миллион все-таки вернули.
Адепт из РК
Разумеется, без помощи «местных специалистов» столь вольготно действовать на территории Казахстана турки не смогли бы. Верным помощником, как гласят опубликованные документы, стал Бауыржан Аязбаев – финансовый директор Kcell. Он, к слову, играл едва ли не главную роль при строительстве технического офиса казахстанско-шведского телекоммуникационного оператора. Цены на возведение завышались в три, а то и в четыре раза. Об этом журналистам рассказал занимавший не последний пост в Kcell господин, чьи имя и фамилия не называются по понятным причинам. Он неоднократно предупреждал Аязбаева о том, что подобная наглость может плохо закончиться для компании, однако последний парировал лаконично: «Не лезь!». Тем временем уволившийся по собственному желанию правдоискатель до сих пор переживает за собственную жизнь. Ему не единожды угрожали расправой. Однако этот источник готов рассказать всю правду в подробностях, включая названия компаний, которые помогали выводить многомиллионные суммы.
Подробное интервью с человеком, который являлся свидетелем махинаций, занимая не самый последний пост в Kcell, будет опубликовано позже. Равно как и подробности, шокирующие даже бывалых оперативников о том, как в компании был налажен сбыт распечаток звонков абонентов, которые продавались на «черном рынке». Кстати, узнав об этом, Али Аган не наказал сотрудника, которого использовали для этих целей, а тихо уволил и даже выплатил солидную компенсацию, дабы не поднимать шума, ведь это наиболее чувствительный удар по имиджу телекоммуникационного оператора. Читателям будет интересно узнать, кто занимается кадрами в этой «солидной» компании и долго ли еще будет длиться деловой век турецких верноподданных в Казахстане, объединенных Вейселом Аралом многомиллионными меркантильными интересами. К слову, в пресс-службе самой компании опубликованные факты до сих пор официально никак не прокомментировали.
Денис КАРАМАНОВ,
«D»